События

Пикник с Premier Эксперт

Сначала будет страшно

Интервью Сергея Лекторовича, основателя и генерального директора компании «ИСП», автора книги «Сначала будет страшно».

Итальянская романтика

Интервью основателя, дизайнера бренда одежды Romardi Натальи Марковой.

Новые горизонты

Интервью основателя и руководителя компании «Жалюзетта» Ирины Мельник.

Инсульт и его профилактика

Интервью кардиолога Лады Головко.

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

15.06.2021

Сначала будет страшно

Интервью Сергея Лекторовича, основателя и генерального директора компании «ИСП», автора книги «Сначала будет страшно».

В издательстве «Эксмо» выходит книга «Сначала будет страшно. 7 жизней, которые мне пришлось прожить, чтобы стать настоящим предпринимателем». Ее автор Сергей Лекторович – основатель и генеральный директор компании «ИСП», обеспечивающей пожарную безопасность на крупнейших объектах в России и СНГ. В книге он предельно честно рассказывает о своем прошлом в качестве рокера, лидера уличной группировки, политика, осужденного и, конечно, о настоящем, как предпринимателя. Мы встретились с Сергеем, чтобы узнать, как родилась идея книги, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе написания, а также побеседовали о том, как сейчас живет российский бизнес и куда стремится компания «ИСП».

– В какой момент вы поняли, что хотите написать книгу?
– Мое детство пришлось на эпоху тотального книжного дефицита, когда каждая новая книга была и редкостью, и радостью. Поэтому к сознательному возрасту я стал настоящим «библиоманом»: просто не мог выйти из книжного без покупок. Начав заниматься бизнесом, открыл для себя бизнес-литературу и истории известных предпринимателей и топ-менеджеров. Так что книги стали не просто развлечением, а еще и генераторами идей, средством расширения мировоззрения. Можно даже сказать, что они стали моим спасением в самый сложный период и помогли по-новому взглянуть и на жизнь, и на бизнес.
Поэтому, наверное, сама мысль о том, чтобы написать свою книгу так или иначе присутствовала у меня достаточно давно. Но настоящим триггером, запустившим весь процесс, стала автобиография легендарного боксера Майка Тайсона «Беспощадная истина». Она попала ко мне в руки совершенно случайно, но настолько поразила меня своей искренностью и смелостью, что я понял – пришла пора рассказать и свою историю.

– При создании книги вы сотрудничали с известной компанией «Лаборатория Однажды», в числе проектов которой «Яндекс. Книга», «Дельфины капитализма» и многие другие. Как проходил сам процесс?
– Сложно. Очень сложно. Работа заняла больше двух лет. Как совершенно честно написал в предисловии руководитель «Лаборатории Однажды» Дмитрий Соколов-Митрич, за это время мы поменяли несколько авторов, пару раз серьезно поругались и один раз даже собирались судиться, но в итоге все равно возвращались к работе. С одной стороны, и я, и ребята из «Однажды» изначально поставили себе очень высокую планку, поэтому не хотели идти на компромиссы. С другой стороны, моя история все-таки очень специфическая. Ее очень сложно пересказать с правильными смыслами и интонациями, не прожив все это самому. Поэтому в итоге почти 80% книги я написал сам. Но, конечно, команда «Однажды» и Дмитрий Соколов-Митрич оказали мне огромную поддержку, поверили в меня и прошли этот сложный путь вместе со мной.

– «Сначала будет страшно» – это все-таки в большей степени прикладной бизнес-кейс, автобиография или мотивирующая история для будущих предпринимателей?
– Наверное, всего понемногу. Но, прежде всего, это ретроспектива всей моей жизни и моего бизнеса. Абсолютно честная история о том, как менять себя и продолжать идти вперед. Об ошибках, промахах, мечтах, сложных решениях и победах. А еще для меня эта книга – возможность поделиться не только своим опытом, но и своими ценностями, своим мировоззрением. Тем, к чему я пришел на сегодняшний момент. Уверен, что найдется много людей, которым моя позиция не понравится. Но также уверен, что будут и те, кому мои мысли покажутся близки. И даже может быть в будущем с этими людьми мы найдем точки соприкосновения и сделаем что-то вместе.

– Понятие «душа нараспашку» легко применимо к русскому человеку, но вот к российскому бизнесу уже гораздо сложнее. Не многие бизнесмены готовы искренне рассказать о своем пути. Вам эта искренность тоже далась тяжело?
– Если честно, то с тех пор, как дописал последнюю часть, я больше книгу не открывал и не читал. Не могу. Сопротивление и внешнее, и, что еще важнее, внутреннее в процессе создания было мощнейшее. Ведь все мы, по сути, с детства формируем вокруг себя броню, психологическую защиту. Быть по-настоящему искренними людьми – тем самым человеком с «душой нараспашку» – на самом деле способны совсем немногие. Мы даже самым близким людям не способны открыться полностью и живем фактически с некими придуманными проекциями друг о друге. И когда они рушатся, вдруг оказывается, что мы друг друга и не знаем вовсе. А тут речь идет о том, чтобы открыться не одному человеку, а сразу тысячам – знакомым и незнакомым.
Для меня создание этой книги стало своего рода сеансом психоанализа длиной в 2,5 года. Это был мощный трансформирующий опыт. Когда я только приступил к первым главам, мое понимание самого себя было на одном уровне, а закончил я совсем на другом. Очень многое пришлось вспомнить и переосмыслить. Приведу самый простой пример. На самом первом интервью Дмитрий Соколов-Митрич задал мне вопрос: «Кто те ключевые взрослые, которые наибольшим образом повлияли на твою жизнь?» Я тогда только рассмеялся: «Никто, я всегда был сам по себе». А сейчас, спустя два года, книга заканчивается двумя страницами благодарностей самым разным людям, которые действительно во многом определили мой путь. Хотя вообще-то должно быть все 10 страниц. Так что сам процесс написания книги стал для меня еще и процессом личной трансформации.

– Говоря о книгах, какие из них повлияли на ваше мировоззрение и ваш бизнес в наибольшей степени? Что бы вы порекомендовали читать предпринимателям прямо сейчас?
– Из художественных – «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и «Финансист» Теодора Драйзера. Из бизнес-литературы – это все книги Патрика Ленсиони, особенно «Пять пороков команды», «Пять искушений руководителя» и «Идеальный командный игрок». «Развитие бизнеса» Верна Харниша – на мой взгляд, настольная энциклопедия для руководителей бизнеса любого масштаба. Кстати, еще одним из ориентиров для меня стала книга Хорста Шульца «Ritz-Carlton: правила бизнеса от основателя сети отелей высшего класса». Я бы советовал ее всем, кто работает в сфере услуг.

– Хорошая бизнес-литература, безусловно, один из тех факторов, которые сегодня помогают российским предпринимателям. А чего все-таки не хватает для создания более комфортной среды для работы?
– В апреле 2021 года Минэкономразвития РФ и Корпорация МСП проводили онлайн-опрос о мерах по улучшению условий ведения бизнеса. Так вот, по его результатам в числе приоритетных мер предприниматели называли двукратное сокращение отчетности по страховым взносам за сотрудников, освобождение от обязанности сдачи «нулевых» налоговых отчетов для предпринимателей с работниками до 15 человек, сведение всех отчетов для госорганов от предпринимателя в один документ, упрощение требований трудового законодательства и т.д.
Это все говорит о том, что бизнесменам в первую очередь нужны не просто деньги, субсидии и комфортные кредиты, но и минимизация всевозможных бюрократических процедур и давления фискальных органов со стороны государства, которые и являются главным тормозом на пути развития.
Важно создавать комфортную и безопасную среду для развития бизнеса, создавать инфраструктуру поддержки. Чтобы люди не боялись идти в бизнес, не боялись о нем говорить, растить и масштабировать.
В Тольятти я особо хочу отметить технопарк «Жигулевская долина», резидентом которого «ИСП» является уже несколько лет. На площадке технопарка регулярно организуются мероприятия с участием первых лиц государства, что дает нам возможность контактировать с федеральными и региональными чиновниками напрямую и получать меры поддержки быстрее и проще, вместо походов по кабинетам.

– Если говорить не о внешних обстоятельствах, а о внутренних установках – что, на ваш взгляд, мешает нашему бизнесу?
– Жить завтрашним днем. Надеждой, что когда-нибудь настанет то самое «светлое будущее», когда наконец-то можно будет двигаться вперед. Это мысли из серии «вот выплачу кредит и тогда займусь расширением производства», «вот отменят ограничения, и тогда открою новую точку», «вот введут новые субсидии, и тогда запущу новый проект» и т.п. На самом деле это очень инфантильная позиция, которая никогда не приводит к результату, а только создает отговорки. Жить, работать и получать удовольствие нужно здесь и сейчас, независимо от внешних обстоятельств. Перестаньте оглядываться на условия, ставьте себе новые вызовы и новые цели и начинайте идти к ним немедленно.

– Кстати, как вы относитесь к активной пропаганде предпринимательской деятельности, которую мы можем наблюдать последнее время?
– Широко известен тот факт, что у нас в стране доля МСБ в экономике составляет около 5%, в то время как в европейских странах и США доходит до 30%. То есть нам еще в этом направлении работать и работать. Ведь именно из малого бизнеса рождается средний, а затем и крупный. Все мировые компании, чья капитализация сейчас превышает годовой бюджет России, родились в гаражах и комнатах студенческих общежитий. Так что пропаганда и популяризация предпринимательства, особенно среди молодежи, очень нужна. Но у нее есть и другая сторона: излишняя романтизация предпринимательства. В итоге ребята попадают в бизнес в «розовых очках». А нужно все-таки всегда отдавать себе отчет, что это риск, что это труд в режиме 24/7. Свобода в бизнесе – это иллюзия, которая быстро разбивается и в итоге остро ранит. Поэтому помимо «голой» пропаганды нужно еще формировать качественный образовательный контент для развития предпринимательской грамотности.

– Какие тренды в российском бизнесе вы бы сейчас отметили как наиболее интересные?
– Самый очевидный сейчас – массовый переход в онлайн-формат работы, который в перспективе повлечет за собой более глубокие изменения во всей структуре функционирования бизнеса. В провинции это еще не так заметно, но, например, в Москве огромное количество людей полностью перешло на покупки в интернет-магазинах. Как результат, компаниям нужно все больше не торговых площадей, а складов хранения. Это в свою очередь приводит к глобальным изменениям в строительной отрасли, в ритейле и, конечно, в ценообразовании.
Второй интересный тренд – активизация поиска новых рынков сбыта за рубежом. Все больше компаний отваживаются шагнуть за пределы этой невидимой границы, которую мы создаем себе сами.
И еще в качестве важного тренда я бы отметил постепенную смену с директивной модель управления на модель общей вовлеченности. Гибкость, адаптивность, опора на команду – все это становится непременным атрибутом успешного бизнеса.

– Раз речь зашла о команде, давайте перейдем непосредственно к «ИСП». Как вы пережили карантинный 2020-й год?
– По итогам календарного 2020 года мы выросли в 2 раза. Наши модули «Заря» добрались до Антарктики – с 2023 года они будут защищать новую российскую научную станцию «Восток». Вообще мировой локдаун в чем-то сыграл нам на руку, поскольку «уравнял в правах» онлайн и офлайн-переговоры во всём мире. В течение 2020 года, проведя бесчисленное количество встреч в Zoom, мы подписали контракты с дистрибьюторами в ОАЭ, Турции, Вьетнаме, Сингапуре и Европе. Недавно прошла первая отгрузка в адрес крупной французской строительной компании. Они комплектуют объект заказчика нашими модулями «Заря».

– Один из основных посылов вашей книги – не бояться прыгать в неизвестность: начинать бизнес, запускать новые проекты, менять мировоззрение... Ваша компания «ИСП» готова совершить такой прыжок?
– Да, могу сказать, что сейчас мы на пороге очередного прыжка. Компания структурно меняется, обновляет бизнес-процессы, проходит внутреннюю пересборку и создает новую улучшенную версию себя. Можно сказать, что мы заправляем баки топливом, чтобы совершить межпланетное путешествие. Наш основной фокус внимания – превращение «ИСП» в глобальный мировой бренд. Перед нами стоит задача выйти на американский рынок, войти в топ -5 мировых производителей. И эти мечты уже становятся рабочими планами.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой