События

Путь в мир искусства

Интервью директора компании «Папа Пекарь» Михаила Липина.

Я любознательный человек

Интервью генерального директора «Русская жемчужина» Алексея Кирюшина

Увлечение, изменившее жизнь

Особая экономическая зона «Тольятти» попала в десятку лучших инвестиционных площадок страны

Мифы об образовании за рубежом

Интервью ген. директора СГБА и Президента ПИИК «Данте Алигьери» Татьяны Буробиной об образовании за рубежом.

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

АВТОВАЗ: во всем виновато прежнее руководство / Махлай больше не под следствием / «Лада» – прочь из КХЛ / Диверсификация: от огурцов до гибридных автомобилей / Французский культурный десант / Куда бы расселить тольяттинцев? / IT-парк «Жигулевская долина» / Популярная утилизация / Футбольной «Ладе» показали красную карточку / Вазовская ладья на «Формуле-1» / Московское время / Программа социально-экономического развития / Познер рассказал о СПИДе / ХК «Лада» в Высшей Хоккейной Лиге / Гандбольная «Лада» – впервые без медалей / «Тольяттинский трансформатор»: Чистяков вместо Птицына / Самое жаркое лето в истории / Автозаводу обещают реструктуризацию и рекапитализацию

Сокращения, диверсификация, простои – в первой половине 2010 года эти слова вызывали у тольяттинцев не шок, а, скорее, дежурное покачивание головой. Просвета пока не видно, но и предвещаемого коллапса так и не случилось. Мало того, к июню некоторые специалисты поговаривают об адаптации тольяттинской экономики к кризису – процент безработных не спеша падает, количество вакансий на предприятиях незначительно увеличивается. Специалисты умолчали лишь о самом важном факторе этой адаптации – тольяттинцах, которые, не взирая на угрозы увольнения, уменьшения зарплаты и повышения коммунальных тарифов, а также не обращая внимания на соблазн переселения в более перспективные населенные пункты, продолжают держаться за свой родной город.

Новогодний маскарад в этом году без антракта перешел в срывание масок. Вернее одной, но очень важной маски. Обличению подвергся бывший президент АВТОВАЗа Борис Алешин, оказавшийся, к удивлению публики, чуть ли не вредителем. Суровый вердикт отставному вазовскому генералу был вынесен аудиторами Счетной палаты по окончанию проверки эффективности расходования АВТОВАЗом выделенной в прошлом году госпомощи. В вину Алешину вменялось, в первую очередь, запоздалое сокращение производства машин, ставшее в прошлом году причиной катастрофического затоваривания и огромных долгов перед банками и поставщиками. Второй главной ошибкой эффективного когда-то менеджера эксперты посчитали плохую работу со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров началась череда их банкротств, повлекшая тяжелые последствия для всего завода. В частности, банкротство «Инком-авто» и «Элекс-полюса» фактически привело к потере крупнейшего для АВТОВАЗа московского рынка. Кроме того, давно находящийся в кризисе и уже получивший госпомощь АВТОВАЗ лишь в середине 2009 года начал заниматься реализацией долгосрочных планов. Так, например, до октября прошлого года ничего не предпринималось в области повышения качества продукции, и лишь осенью с государством были согласованы планы по сокращению персонала предприятия. Что уж говорить о том, что команда Алешина из рук вон плохо воспользовалась данными государством преференциями в виде введения запретительных пошлин на подер-жанные иномарки и снижения тарифов на дальнюю перевозку путями РЖД. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, ради освоения которых и затевались все эти меры, масштабы падения продаж автомобилей под маркой «Лада» оказались даже больше, чем в целом по России. Со времен ареста Дмитрия Уткина еще ни на одного топ-менеджера в Тольятти, пусть даже бывшего, не вешалось сразу столько собак.

По окончании проверки Счетной палатой действующий президент АВТОВАЗа Игорь Комаров принялся уверять, что ошибки прежнего руководства вполне поправимы. В начале января в эфире радиостанции «Эхо Москвы» он пообещал, что в этом году автозавод завершит основные мероприятия по выходу из кризиса. Под мероприятиями подразумевались, в первую очередь, сокращение операционных расходов, достижение оптимальной численности, и реструктуризация долга. Находящихся в это время в посленовогоднем простое вазовцев и членов их семей более всего волновали, разумеется, меры по достижению оптимальной численности. Комаров разъяснил, что сокращение численности работников автозавода к концу первого квартала с нынешних 90 тысяч примерно до 72 тысяч человек произойдет вследствие выделения из структуры автозавода объектов социальной сферы.

Пока тольяттинцы коротали новогодние каникулы, сотрудники служб и департаментов мэрии ломали копья и головы над антикризисной программой для родного города. Об этом поведал сам мэр Пушков на специально собранной в середине января пресс-конференции. Мэр так спешил обрадовать горожан, что не стал дожидаться окончания работы над важным документом, и заявил, что «программа готова на 90 процентов и будет в ближайшие дни окончательно сверстана». А готовить и верстать было чего. На состоявшемся через пару дней заседании антикризисного штаба, посвященного проблемам занятости, было сообщено о 16 732 тольяттинцах, получивших к 1 января статус безработных (напомним, что на начало прошлого года таковых насчитывалось 3 080 человек). Кроме того работники 170 предприятий города прозябают в режиме неполного рабочего времени. Помимо ОАО «АВТОВАЗ», в этот грустный список вошли ООО «КорпусГрупп Волга-Дон», ЗАО «Полад», ОАО «АвтоВАЗтранс», ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ОАО «Тольяттинский кирпичный завод». Основными краткосрочными мерами, которые предусмотрены в программе в 2010 году, являются организация и проведение временных общественных работ за пределами АВТОВАЗа, а также выделение квоты крупнейшими российскими ресурсодобывающими компаниями для работы жителей Тольятти вахтовым методом.

Было бы несправедливо не отметить, что рабочие места покидали не только рядовые сотрудники, но и руководители предприятий. Прокуратура Автозаводского района в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в ЗАО «Завод защитных покрытий и пластмасс «ПолимерАвто» установила, что предприятие задолжало работникам заработную плату за декабрь прошлого года в размере 300 тысяч рублей. Директор завода не стал дожидаться рассмотрения дела в суде и, находясь под угрозой дисквалификации на срок от одного года до трех лет, уволился по собственному желанию.

Только было пришел в движение главный конвейер АВТОВАЗа, как встала большая часть производственных мощностей предприятия «Тольяттиазот» – одного из флагманов химической отрасли Тольятти, которая весь прошлый год радовала завидной, особенно на фоне автопрома, стабильностью работы. Причиной остановки агрегатов объявлен резкий рост стоимости природного газа и ограничения его поставок со стороны поставщика «Межрегионгаз» и его подразделения «Самарарегионгаз». Впрочем, в дальнейшем дела химического гиганта будут вновь идти в гору: в апреле будет поставлена точка в длительном судебном споре государства и ОАО «Тольяттиазот» относительно приватизации 6,1% пакета акций предприятия. Претензий к компании, по крайней мере, к имеющемуся в ее распоряжении пакету собственных акций, государство больше не имеет. Затем следственный комитет при МВД РФ прекратит уголовное преследование Владимира Махлая и управляющего ОАО «Тольяттиазот» Александра Макарова. В последний день весны на годовом общем собрании акционеров ОАО «Тольяттиазот» по-прежнему находящийся за границей Махлай будет демонстративно избран на пост председателя Совета директоров предприятия.

Как сомнительную меру по укреплению изрядно помятого имиджа многие восприняли выпуск автозаводом в первые после каникул дни мелкосерийной модели Lada Priora Coupe. Сомнительную, потому что в кризисный период большинство автопроизводителей предпочли отказаться от пользующихся ограниченным спросом скоростных моделей, к коим относится и новый вазовский болид. Новинка позиционируется пресс-центром как «трехдверный хэтчбек, идеальный для любителей активного стиля вождения, для всех, кто хочет ездить на редком нестандартном автомобиле».

В то же время на таком способе поддержки имиджа бренда «Лада», как хоккейный спорт в обозримом будущем поставлен крест. И без того испытывавший проблемы со здоровьем Петр Воробьев уехал на работу в ярославский «Локомотив», уступив место главного тренера команды Сергею Светлову. Дисквалифицированному в декабре решением дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги Александру Чеботареву судом было отказано в восстановлении в должности гендиректора ХК «Лада». В начале года президент КХЛ Александр Медведев уверил, что «Ладе» дадут доиграть текущий сезон, но не более того. На деле спокойно не дали доиграть даже эти последние месяцы. В конце января игроки «Лады» испытали стресс, перед самым выездом на гостевые матчи чуть было не лишившись своего транспорта – автобусов и автомобиля. Судебные приставы намеревались изъять движимое имущество «Лады» с целью компенсировать долг «Лады» перед бывшим защитником команды Денисом Бодровым. Долг возник, когда собиравшегося уйти в НХЛ защитника попросили остаться, пообещав, но до конца не выплатив солидную денежную компенсацию. В то время как бывший член команды выколачивает из «Лады» свой персональный куш, действующие игроки не могут рассчитывать даже на своевременно выплачиваемую заработную плату. Например, декабрьскую зарплату парни дождались только в начале марта, как раз под занавес участия «Лады» в турнире КХЛ. Последний в составе лиги матч тольяттинцы провели в Подмосковье, потерпев поражение со счетом 2:3 от ХК МВД. Незадолго до этого хоккеистов и тренеров тольяттинского клуба, видимо в качестве сеанса психологической разгрузки, направили в театр «Колесо» на спектакль «Варшавская мелодия». К сожалению, не помогло.

Если театр начинается с вешалки, то жилой многоэтажный дом – с лифта. Видимо так рассудили городские власти, всерьез озаботившись ситуацией с изрядно подержанным лифтовым хозяйством Тольятти. С проблемой решено бороться радикально – строительством на площадях ОАО «Лифтэлектросервис» завода по производству лифтового оборудования. Решено, что завод будет способен удовлетворить потребности в лифтах не только одного Тольятти, а народа в нем будет работать много. Так появился еще один виртуальный завод, призванный разорвать порочную зацикленность тольяттинцев на АВТОВАЗе. Примерно в те же дни дочерняя компания автозавода – «АвтоВАЗагро» заявила о намерении инвестировать 500 миллионов рублей в принадлежащие АВТОВАЗу земли площадью 11 гектаров. Нет, новый завод здесь строить не будут – на освоенных гектарах бывшие слесаря и механо-сборщики установят теплицы и начнут выращивать помидоры и огурцы. Еще одну диверсификационную инициативу с колхозным душком обсудил комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы: на этот раз речь шла о возможности строительства в Ставропольском районе крупного птицеводческого комплекса. Но куда там огурцам и курицам до малобюджетных городских автомобилей с гибридным двигателем, начало строительство завода по производству которых глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров назначил на начало 2011 года. Пожалуй, символично, что свои намерения относительно Тольятти олигарх Прохоров огласил на всю страну в эфире юмористической программы «Прожекторперисхилтон».

Как будто в окрестностях города недостаточно закладочных камней российского происхождения, еще один пообещала добавить в обозримом будущем французская компания Faurecia. Один из крупнейших мировых производителей автокомпонентов (третий в Европе и восьмой в мире) в планах по строительству завода в Тольятти ориентируется, в первую очередь, на запуск на АВТОВАЗе платформы B0.

В вихре взаимоотношений АВТОВАЗа с государством и корпорацией «Ростехнологии» как-то подзабылись планы относительно B0 и, вообще, все, что связано с альянсом с Renault-Nissan. Тем не менее 1 февраля на заседании совместного стратегического комитета Renault – АВТОВАЗ был утвержден предварительный контракт проекта альянса Renault – Nissan и ОАО «АВТОВАЗ» на производство автомобиля на платформе В0 (на базе Renault Logan). В последний день того же месяца посол Франции в России Жан де Глиниасти уверил российскую общественность, что в Париже поддерживают решение Renault инвестировать в тольяттинский автозавод и считают, что АВТОВАЗ сохранит лидерское положение на внутреннем рынке. Сказано это было в Москве в рамках церемонии открытия года «Россия – Франция 2010». А в Тольятти в честь этого события в стенах филармонии выступил великий знаменитый теоретик и виртуоз французской органной школы Наджи Хаким. Чуть позже в город прибыла делегация режиссеров и администраторы французских театров, возглавляемая директором международного театрального фестиваля «Пассаж» в Нанси. В программу пребывания делегации театралов входила встреча с парой относительно близких им по направлению деятельности чиновников мэрии Тольятти, а также знакомство с творческими коллективами и осмотр театральных площадок города.

В этом году исполнилось двадцать лет как в Тольятти появился первый специалист по управленческому мастерству – малоизвестному тогда искусству, без освоения которого сегодня немыслим руководитель хоть сколько-нибудь высокого уровня. Пионером в этом деле стала Зинаида Романовна Маслова, в то время конструктор режущего инструмента и лектор по тематике взаимоотношений, а в наши дни директор и инструктор школы управленческого мастерства. За два десятка лет через руководимый Зинаидой Романовной Центр управленческих технологий прошло более тысячи будущих успешных управленцев. Но не менеджерами едиными: 3 тысячи подростков прошли программу социальной адаптации в основанном ею бизнес-лагере «Радужная Планета».

На протяжении последних, как минимум, сорока лет Тольятти был местом, куда стихийно и организованно стекалась рабочая сила со всего бывшего Советского Союза. В этом году река потекла вспять: впервые из уст ответственных лиц прозвучала мысль о целесообразности исхода населения моногорода. В феврале мэрия Тольятти запросила перечень вакансий на будущем вагоностроительном заводе в городе Тихвин Ленинградской области. Завод строится усилиями финансово-промышленной группы «ИСТ», а программа переселения оставшихся без работы специалистов АВТОВАЗа реализуется Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Тогда же председатель Комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Шишкарев заявил, что переселение жителей Тольятти на сотни или тысячи километров – не проблема. Правда, чиновник имел в виду не Тихвин, а совместное предприятие российской компании Sollers и FIAT, грозящее вот-вот перерасти в новый автомобильный завод в городе Елабуга.

На смену разъехавшимся по стране унылым реальным людям на поселение в Тольятти прибудут веселые мультяшные герои. Разработка компьютерных игр и другой фирменной продукции холдингом «Смешарики» должна стать составляющей IT-парка «Жигулевская долина», в целом ориентированного на промышленный дизайн, проектирование и информационные технологии. Проект, одобренный в марте правительством РФ, стал еще одним фантомным средством снижения зависимости города от АВТОВАЗа, главное зримое преимущество от которого – возобновившийся приток государственных денег. Прежде айтишников-мультипликаторов со своим более научно обоснованным детищем выступили светила из ТГУ: в стенах университета состоялась презентация проекта «Создание в РФ современного производства винтовых компрессоров-экспандеров». Весомость этому замыслу придает тот факт, что партнером вуза выступает шведская компания SRM, имеющая опыт запуска подобных производств. Еще один более-менее конкретный, и, очевидно, необходимый для привлечения внимания федерального центра проект позже озвучат на совещании мэра Анатолия Пушкова с руководством ОАО «АВТОВАЗ». Новый индустриальный парк, рассчитанный на представителей малого и среднего предпринимательства, запланирован на площадях дочернего предприятия ОАО «Завод автомобильных компонентов». Тут тоже не обошлось без детской неожиданности – одним из потенциальных резидентов парка названо ООО «Тольяттинская Производственная Компания «ДетПром», чьим профилем деятельности является производство детских товаров и игрушек. Самый же главный для города проект находится в стадии разработки, далекой от активной: со дня на день ожидаемое постановление о создании особой экономической зоны в Тольятти, разговоры о которой ведутся еще с середины 2008 года, в этом полугодии так и не будет подписано. Но сказать, что ничего серьезного и масштабного на территории города в это время не происходило, тоже будет неправдой. Один важный для всей страны проект был не только воплощен, но и вызвал восторженную реакцию у людей самого разного калибра, начиная от старичка-автолюбителя и заканчивая премьер-министром государства.

8 марта 2010 года Минпромторг РФ дал официальный старт госпрограмме утилизации подержанных автомобилей. Несмотря на праздничный день в 74 регионах страны открылись и реально работали 1569 дилерских пунктов из которых только 7 базировались в Тольятти. Многие авто-владельцы из других, не всегда близлежащих городов по незнанию катили свои рыдваны к воротам тольяттинских пунктов, в результате чего в первые дни там творился настоящий аншлаг. Только за первый месяц с момента начала реализации программы по ней было продано почти 13 тыс. автомобилей и выдано 40,5 тыс. сертификатов на утилизацию. Намерение авторов программы подстегнуть спрос на автомобили оправдалось, как минимум, в отношении недорогих машин. Спрос вырос настолько, что желающим обменять свой автохлам с доплатой на «пятерку» или «семерку» в Тольятти приходилось ждать в среднем по три месяца. Утилизационные премии, на которые государство выделило 10,5 миллиарда рублей, грозили закончиться уже летом. Но 3 июня премьер-министр России Владимир Путин заявил, что несмотря на трудности административного характера, в целом программа утилизации старых автомобилей эффективна и есть смысл выделить на ее продление еще 10 миллиардов рублей.

Не проявляя ни малейшего сочувствия отчаянным стараниям вазовского начальства выправить ситуацию, 13 марта на площади перед Дворцом спорта горожане вновь собрали митинг, на котором потребовали отставки руководства АВТОВАЗа. По итогам митинга участники приняли очередную резолюцию и подписали еще одно обращение к премьер-министру Владимиру Путину, в Генеральную прокуратуру и Счетную палату.
Руководство АВТОВАЗа ответило митингующим обсуждением хода мероприятий по оптимизации численности персонала компании. Прибывшему на обсуждение первому заместителю прокурора Самарской области Эдуарду Лопатину вице-президент по персоналу и социальной политике АВТОВАЗа Дмитрий Михаленко и председатель профкома Николай Карагин доложили, что оптимизация численности персонала осуществлялась, прежде всего, за счет выхода работников на пенсию (15 тысяч человек), перевода работников на муниципальную и федеральную службу при передаче объектов социальной инфраструктуры в Тольятти и ФМБА (2,5 тысячи), перевода персонала во вновь созданные 100-процентные дочерние общества АВТОВАЗа – «АВТОВАЗ – Перспектива» и «Реформинг – Центр» (6,5 тысячи) и закрытия приема на завод и естественной убыли персонала (4,5 тысячи). Большинство структурных подразделений АВТОВАЗа уже достигли нормативной численности персонала, необходимой для выполнения программы производства в 2010 году или имеют незначительные отклонения от нее. На момент обсуждения в штате завода осталось около 1,5 тысячи человек, не востребованных в производстве, которым настоятельно предлагается перейти на работу в дочерние предприятия. Присутствие на обсуждении прокурора было не случайным – за почти полгода в прокуратуру Самарской области из Временной приемной Генеральной прокуратуры РФ поступило 203 жалобы работников ОАО «АВТОВАЗ». Правда, в результате проведенных прокурорских проверок подтверждение нашли доводы лишь 8 жалоб о нарушенных правах, в удовлетворении остальных жалоб отказано (разъяснено) в связи с неподтверждением доводов о нарушении прав.

В удовлетворении права на существование в марте было отказано футбольному клубу «Лада». 11 марта вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» по персоналу и социальной политике Дмитрий Михайленко, являющийся также председателем правления клуба, сообщил игрокам, что «Лада» не будет заявлена ни в турнир второго дивизиона, ни в любительскую лигу. Клуб завершил свое существование, немного не дожив до своего сорокалетнего юбилея. Город фактически лишился большого футбола, но, кажется, даже не заметил этого. Место на стадионе «Торпедо» было оставлено имеющей более влиятельных покровителей команде «Академия». Другой крупный спортивный объект города – стадион «Строитель» в этом же месяце сменил имя. Теперь он носит имя бывшего президента клуба «Мега-Лада» Анатолия Алексеевича Степанова.

Исчезнув с футбольных знамен вазовская ладья появилась там, где ее могли ожидать разве что ведущие программы «Прожекторпэрис-хил-тон». В марте в городе Сахир (Бахрейн) стартовал чемпионат Формула 1. Помимо возвращения легендарного гонщика Михаэля Шумахера, эта гонка многим запомнилась внешним видом болида и пилота команды Renault. Одежда и автомобиль дебютировавшего в составе французской команды россиянина Виталия Петрова были украшены логотипом Lada. Пусть в этом соревновании Петров не доехал до финиша из-за рассыпавшейся подвески переднего правого колеса, но зато всякие пересуды о том, что АВТОВАЗ как-то не так продвигает свой бренд моментально утихли.

В ночь с 27 на 28 марта Самарская область перешла на московское время. Произошло это после двух лет обсуждения вопроса о переходе в другой часовой пояс рабочей группой при самарском губернаторе. Помимо желания областных властей и руководства АВТОВАЗа, свою роль в переводе стрелок сыграл и тот факт, что граничащие с нами регионы уже давно отсчитывают время по кремлевским курантам.

Многим тольяттинцам их жизнь в 2010 году напоминала сюжет остросоциальной драмы о борьбе за выживание в жестоком капиталистическом мире. Но студентку четвертого курса Поволжского государственного университета сервиса Алину Погребняк события этой весны внезапно занесли в легкомысленную французскую комедию. В марте Алина прибыла в Краснодарский край для работы в качестве скромного сотрудника оргкомитета проходящего там форума моделей, талантов и дизайнеров. Однако превосходные физические данные не скроешь, и 22-летнюю тольяттинку убедили принять участие в конкурсе «Мисс Туапсе». Алина выдержала конкуренцию с 25 подиумными моделями и 15 фотомоделями и конкурс выиграла, получив путевку на финальный тур форума в Лас-Вегас и возможность постажироваться в доме моды Пьера Кардена в Париже. Несмотря на комплименты со стороны Кардена и многочисленные предложения от модельных агентств, девушка сама предпочла поставить этот фильм на паузу, вернувшись в Тольятти ради окончания вуза.

Еще одна молодая тольяттинка – Марина Козлова, победившая год назад в конкурсе «Лидер XXI века», в апреле этого года была назначена руководителем комитета по делам молодежи мэрии Тольятти. До нее целых семь лет эту обязанность исполняла Наталья Тонковидова. Нового молодого начальника (возраст на момент вступления в должность – 31 год) обрели и тольяттинские налоговые органы. 7 апреля Алексей Демин был назначен исполняющим обязанности начальника межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области, став четвертым руководителем тольяттинской налоговой за два года.

В начале апреля мэрия Тольятти представила программу социально-экономического развития, которую она разрабатывала по поручению зампредседателя правительства РФ Шувалова почти три месяца. Основной упор в программе сделан, естественно, на АВТОВАЗ, но кое-что в плане инвестиций и диверсификации перепало и другим предприятиям. В сфере ЖКХ усилия и средства решено направить на такие, казалось бы, не фундаментальные вещи, как капитальный ремонт жилого фонда, установку общедомовых приборов учета энергоресурсов, модернизацию инженерных систем и т.д. В сфере общественной безопасности предусматривается оборудование автодорог системами видеоконтроля, строительство и реконструкция пяти пожарных депо. Серьезные капиталовложения предусмотрены и в развитие городских автомагистралей. Программные мероприятия в социальной сфере включают строительство и реконструкцию образовательных, культурно-досуговых, медицинских учреждений, спортивных сооружений, внедрение новых подходов к оказанию социальных услуг жителям Тольятти. Коллегия мэрии, дума и даже такое независимое и критически настроенное собрание, как комитет профкома АВТОВАЗА, столь масштабную и оптимистичную программу, естественно, одобрили.

В конце апреля в Тольятти вновь прибыл главный заказчик программы развития Игорь Шувалов. Почитав программу, осмотрев модернизированные вазовские цеха и встретившись с работниками «АВТОВАЗ-Перспективы» и «Реформинг-Центра», Шувалов заявил, что на новые финансовые вливания от государства Волжскому автозаводу рассчитывать не стоит. Помощь, причем опосредованную, завод сможет получить только от своего «патрона» – госкорпорации «Ростехнологии».

Между тем вазовские менеджеры становятся объектами не только критики, но и покушений. 13 мая неизвестный предположительно куском стальной трубы ударил по голове 31-летнего заместителя начальника управления поставками автомобилей на внутренний рынок ОАО «АВТОВАЗ» Константина Воробьева. Пострадавший, отделавшийся ссадинами и ушибами, на заводе курировал отгрузку товарных автомобилей дилеров, в том числе и по программе утилизации. Также на протяжении почти месяца он исполнял обязанности вице-президента предприятия по маркетингу и продажам Максима Нагайцева, пока тот находился в отпуске.

Примерно за неделю до указанного акта членовредительства директором по продажам автомобилей и организации послепродажного обслуживания службы вице-президента по маркетингу был назначен Артем Федосов, в чьем послужном списке отсутствуют объекты автопрома, зато присутствуют такие компании, как «Кока-Кола», «МЕТРО Кэш энд Керри Москоу», ЗАО «Тандер» и ОАО «Детский мир – Центр». На бумаге господин Федосов займет место Сергея Астапова, на деле же возьмет на себя обязанности Нагайцева. Последний же, являвшийся одним из самых колоритных топ-менеджеров автозавода последних лет, после отпуска ушел на должность заместителя генерального директора холдинговой компании «Ростехнологии Авто» (бывший холдинг «Росавто»).

Журналистов в Тольятти способна привлечь не только возможность поглазеть на крупнейший моногород страны. В мае Тольятти посетил известный тележурналист Владимир Познер. В отличие от большинства коллег, Познер прибыл в город с проектом «Время Жить!», посвященным проблемам ВИЧ/СПИДа. Тольятти стал 45-м по счету городом России, посещаемым Познером с этой миссией, при том, что, по его словам, ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в нашем городе одна из самых тяжелых: по количеству зарегистрированных инфицированных Тольятти делит первые три места с Ленинградской областью и Иркутском. Познер призвал быть терпимыми к ВИЧ-инфицированным людям любого возраста и ориентации. Реальным последствием прокатившегося по городу телемарафона стало запрещающее распоряжение губернатора на продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта. А все потому, что журналист рассказал в эфире про рязанских наркоманов, употребляющих синтетические наркотики, изготовленные из свободно купленных в аптеке вышеуказанных препаратов.

Возможно, еще одним последствием антинаркотических реплик столичной телезвезды стало то, что в мае в умах ответственных лиц всплыла догма о спорте, как о лучшем средстве против распространения наркомании и СПИДа. Не успел Совет директоров Континентальной хоккейной лиги подтвердить неучастие «Лады» в чемпионате КХЛ сезона 2010/2011 годов, как о тольяттинской команде вспомнил генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Во время встречи с Анатолием Пушковым он подтвердил взятые на себя обязательства по сохранению хоккейного бренда «Лада» и пообещал возобновить финансирование клуба. Затем в прямом эфире телеканала «Россия-2» министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко жестко раскритиковал решения руководства КХЛ, приведшие к выдворению «Лады» из состава лиги. Однако после этого «Ладу» не только не вернули в КХЛ, но даже в только что учрежденную Высшую Хоккейную Лигу приняли лишь после изъявления ряда финансовых претензий.

У оставшейся и в составе суперлиги и в числе протеже автозавода женской гандбольной «Лады» свои неприятности: впервые с 2001 года команда осталась без медалей чемпионата России. Надежды на бронзу умерли во время матча против ранее не хватавшей с неба звезд команды «Ростов-Дон». Вскоре тренер «Лады» Вячеслав Кириленко покинул клуб со словами сожаления об упущенных результатах. Когда результаты дня сегодняшнего оставляют желать лучшего, обычно вспоминаются результаты дней минувших. В этот раз мы порадовались за покинувшую в начале года «Ладу» Людмилу Постнову, которая вошла в тройку лучших гандболисток планеты. Такое звание по итогам Интернет-голосования ей присвоила Международная федерация гандбола.

2 июня вместо ушедшего на работу в областное правительство Алексея Пахоменко тольяттинские депутаты избрали нового председателя Думы. Им стал руководитель фракции «Единая Россия» Алексей Зверев. Третий за полтора года спикер воспринял свое выдвижение как «поручение партии». Несмотря на декларирование верности идеалам «Единой России», Зверев получил поддержку от представителей КПРФ, ЛДПР и даже профессиональных диссидентов из «Декабря». Кстати, в стане партии спикера тоже не обошлось без перемены лиц: еще в марте вместо ушедшего в отставку Сергея Очирова новым первым заместителем секретаря городского отделения ЕР единогласно был избран вице-президент по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ» Дмитрий Михаленко.

Смену главы в в июне пережило и ООО «Тольяттинский трансформатор»: вместо Игоря Птицына, возглавлявшего предприятие с января 2005 года, был назначен Владимир Чистяков, занимавший ранее пост первого заместителя генерального директора ЗАО «Инвест-холдинг «Энергосоюз». Данной структуре сегодня принадлежит 90 процентов акций ООО «Тольяттинский трансформатор».

«Вот это лето уж точно самое жаркое за много-много лет», – к этому мнению тольяттинцы приходят почти каждый год, как правило, ближе к концу июня. Этот год не стал исключением – такой июньской жары в наших краях не наблюдалось аж с 1952 года. Температурная аномалия за первую декаду июня составила 4 градуса, за вторую 2 градуса. Что касается осадков, то, июнь 2010-го теперь известен как самый сухой месяц за всю историю наблюдений. Негативные последствия для тольяттинцев традиционны – обострения сердечно-сосудистых заболеваний и рост кишечных инфекций. А вот чуть ли не единственным и не вполне привычным позитивным следствием жары стало резкое снижение обращений горожан по поводу укусов клещей. Клещи не люди – на работу их даже ради прокорма семьи в такое пекло не выгонишь.

Многих тольяттинцев на работу этим летом также не выгонишь, но исключительно по причине лишения этой самой работы. В июне практически в одно и то же время руководство АВТОВАЗа заявляет о продолжении сокращения персонала предприятия и о нехватке рабочих рук на производстве. Последнее стало следствием высокой популярности госпрограммы по утилизации автомобилей. Еще одним следствием программы утилизации стал резонанс, вызываемый всем, что так или иначе касается тольяттинской «классики». Поэтому известие о все-таки возможном переносе производства Lada 2105/2107 в «ИжАвто» всколыхнуло сознание всех, кто рассчитывал за недорого приобрести совсем новенький автомобиль. Зато положительный эффект в отношении АВТОВАЗа у многих вызвала обратная сторона этой новости: освободившиеся на тольяттинском автозаводе мощности могут понадобиться для переноса из Москвы сборки Renault Logan и Sandero. К сожалению или к счастью, эта новость оказалась липовой. Уже через несколько дней глава Renault в РФ Кристиан Эстев заявил, что АВТОВАЗ пока не готов к переводу части производства Logan на свои мощности. Факт переговоров с «ИжАвто» на АВТОВАЗе подтвердили, однако заметили, что никаких решений пока не принято.

Но отказ Renault от размещения у нас производства популярных иномарок вовсе не нарушил оптимистичный настрой вазовского руководства. И все благодаря программе утилизации. Подводя итоги прошедшего в июне собрания акционеров автозавода, включенный в его состав президент Игорь Комаров сообщил журналистам, что автогигант рассчитывает уже в 2010 году выйти на точку безубыточности. По мнению Комарова, государственная программа утилизации будет и дальше оправдывать возложенные на нее надежды, а поставщики продолжат внимательно прислушиваться к запросам автозавода. В свою очередь, старший вице-президент французской Renault Кристиан Эстев отметил, что история АВТОВАЗа должна стать третьей историей успеха в восточноевропейском автопроме после чеш-ской Skoda и румынской Dacia. Статистика давала определенный повод для оптимизма: согласно данным министерства экономического развития РФ, в январе-мае 2010 г. производство автомобилей марки Lada увеличилось на 64,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. На экспорт в мае отправлено 4 390 автомобилей – всего за5 месяцев 2010 года за рубеж уехали 14 680 LADA. Таким образом, доля АВТОВАЗа на российском рынке составила 44,6 процента.

Через месяц, за несколько дней до сорок четвертой годовщины со дня основания автозавода, представители ГК «Ростехнологии», Renault и ИК «Тройка Диалог» объявили о подписании Основного соглашения по выполнению сторонами договоренностей реализации основных этапов и способов реструктуризации и рекапитализации ОАО «АВТОВАЗ». По условиям соглашения, до 2012 года Renault инвестирует в АВТОВАЗ эквивалент 240 млн. евро, сохраняя размер своей доли в АВТОВАЗе на уровне не менее 25 процентов плюс 1 акция. Объявлено, что взнос Renault пойдет на запуск в производство новых моделей автомобилей на платформе В0, а также будет способствовать разработке бюджетной модели, которая наконец заменит бессмертную «классику». Госкорпорация «Ростехнологии», в свою очередь, конвертирует в акции пропорциональную часть долга АВТОВАЗа.

Большинство тольяттинцев, планируя свой летний отпуск в этом году, исходило не из оптимистичных прогнозов, а из жестких реалий. Согласно опросу на одном из городских сайтов, летом-2010 решили никуда не ехать две трети жителей Тольятти, при том, что лишь 23 процента респондентов в это время будут работать. Опрос же, проведенный среди выпускников тольяттинских вузов, показал, что 49 процентов молодых ученых голов хотят уехать из города. Но не в отпуск, а навсегда. Светлое будущее города Тольятти из середины 2010 года видится столь же хрупким, как и перевес в два процента, принадлежащий готовой воплощать это будущее образованной молодежи.

Но, как известно, дело не в процентах, а в стремлении. Настоящий, не показной патриотизм в сложной экономической ситуации нынче демонстрируют те, от кого этого ожидали меньше всего. Воспитанные в космополитическом духе, не отягощенные советским прошлым молодые предприниматели мало того, что видят в Тольятти перспективную площадку для бизнес-проектов, так еще и уверены, что именно здесь надежный дом для них и их детей. Имея возможность безболезненно переместиться в любую другую точку страны, они предпочитают остаться и работать в родном городе. Об этом можно судить по последним номерам журнала «ПремьерЭксперт», четко фиксирующим любые изменения в структуре тольяттинской бизнес-элиты. Именно молодые руководители все чаще становятся главными героями журнала. Не обращая внимание на трудности, они пытаются сделать из нержавеющего города-завода (как назвали Тольятти в одной французской газете) нормальный цивилизованный город.

Что еще может сыграть в пользу этой положительной тенденции? Как ни странно, выборы, которые состоятся в следующем году. Накануне волеизъявления граждан власти вряд ли станут приводить в положение «минимум» находящиеся в их руках рычаги регулирования жизненного уровня горожан. Что может все испортить?Например, август. Не только потому что в августе в нашей стране традиционно происходит что-нибудь очень громкое и очень нехорошее. В первую очередь, из-за жаркого засушливого лета, обещающего ближе к осени неурожаи и прочие печальные последствия.

Но, не взирая на великую сушь, бизнес в Тольятти омолаживается и оживает, а вместе с ним оживают и другие сферы деятельности. В июне, не обращая внимания на продолжающийся кризис, вышел первый номер новой городской газеты «Все ясно». Опубликованный в нем материал «2013», несмотря на некоторую наукоемкость, стал своеобразным катализатором надежды для самых широких слоев горожан. Люди получили толково обоснованный оптимистический прогноз на будущее. Кажется, тольяттинцы возвращают себе ту прославившую их на весь мир веру в будущее, которая позволила в свое время построить если не коммунизм, то образцовый город социализма.

Вторую половину 2010 года Тольятти встречал со смешанным чувством надежды и тревоги. С одной стороны, городская и областная администрации регулярно рапортовали о разработке новых инвестиционных проектов, выделении субсидий на развитие промышленности, внедрении программ по борьбе с безработицей и т. д. С другой стороны, реальных результатов этой работы предстояло ждать не раньше следующего года, в то время как о растущих счетах за коммуналку и ценах на продукты нужно было думать здесь и сейчас. Свою лепту в общую тревожность вносило и аномально жаркое и засушливое лето, грозящее печальными последствиями.

В середине июля все внимание тольяттинского бизнес-сообщества, да и массы граждан, оказалось приковано вовсе не к погодным сводкам, а к ситуации, развернувшейся вокруг одного из старейших местных банков. 19 июля всех огорошила новость – председатель правления ЗАО «ФИА-БАНК» Анатолий Волошин, возглавлявший кредитное учреждение на протяжении 12 лет, покинул свой пост. Новым председателем правления был назначен его первый заместитель Александр Карпухин. Первоначально в ФиаБанке утверждали, что Волошин решил отказаться от оперативного управления, чтобы сосредоточить усилия на стратегическом развитии и ведении крупных инвестпроектов. Однако после череды кадровых перестановок стало ясно, что речь идет о разделе бизнеса между основными бенефициарами. На просторах тольяттинской блогосферы развернулись нешуточные дискуссии – выдвигались различные версии причин случившегося, звучали взаимные обвинения, из темных шкафов на свет доставались самые запыленные скелеты. Впрочем, буря улеглась так же быстро, как и началась. Анатолий Волошин не стал ломать копья и предпочел решить дело мирно. Уже к середине осени стороны договорились об условиях «развода»: Александру Носореву достался ФиаБанк, Анатолию Волошину – соответствующая денежная компенсация и активы алтайского Эл банка.


Примечательно, что передел власти в ФиаБанке повлек за собой и другие кадровые изменения на тольяттинском финансовом рынке. В августе пост управляющего Авто­за­водским отделением №8213 Сбербанка России покинула Светлана Лисицина. После 13 лет работы в крупнейшем банке страны она предпочла занять должность советника председателя правления ФиаБанка. Проработав в Фиа­Банке еще пару месяцев и не дождавшись официального назначения на пост зампреда правления, она перешла работать в «ИнкомЦентр». Руководителем Автозаводского отделения №8213 Сбербанка в сентябре был назначен Александр Тюрин, ранее занимавший пост первого заместителя Лисициной и возглавлявший Комсомольское отделение банка.
Перемены не обошли стороной и страховой рынок Тольятти. 27 июля 2010 года Феде­раль­ная служба страхового надзора отозвала лицензию у ЗАО СК «Асоль». Один из крупнейших страховщиков Самарской области стал жертвой не столько финансового кризиса, сколько перестановок в «материнской» компании – ОАО «АВТОВАЗ». Теоретически с 2008 года управлением «Асолью» занимался холдинг «Лада-сервис», практически же – никто. Александр Новиков, сменивший на посту директора компании Евгения Панина, так и не смог перестроить работу в соответствии с посткризисными реалиями рынка. Как результат, страховые сборы «Асоли» продолжали падать стремительными темпами, что в итоге и привело к отзыву лицензии из-за банальной неспособности страховщика платить по полисам.


Последнему летнему месяцу в России чаще всего достается эпитет «черный». Именно август, по статистике, отмечен самым большим числом масштабных катастроф и кризисов самого разного характера – от природных до финансовых. К сожалению, август 2010 года не стал исключением. Аномально жаркая погода и человеческая небрежность привели к страшной трагедии – огромная территория европейской части России оказалась охвачена лесными пожарами. На сей раз природная катастрофа не обошла стороной и Тольятти.

Леса вокруг Тольятти запылали еще в середине июля. Но даже при пятом уровне пожароопасности администрация города, по сути, продолжала бездействовать. Доступ в лес по-прежнему оставался открытым для всех желающих. Не было организовано ни оперативного штаба, ни патрулирования массива. Городское лесничество при 8 тысячах гектарах подведомственной территории располагало всего тремя машинами и двумя десятками работников, не обладающих достаточными навыками борьбы с пожарами. При этом городская противопожарная служба не могла тушить лес… по закону. Так как леса Тольятти находятся в федеральном подчинении, обязанность по тушению пожаров закреплена за федеральными органами исполнительной власти, а городские пожарные могут привлекаться только в экстренном случае.

Однако 30 июля сильный верховой пожар охватил десятки гектаров в сосновом бору между Автозаводским и Центральным районами. В считанные часы город накрыло облако едкого дыма. Чтобы защититься от запаха гари и летящего пепла, люди занавешивали окна мокрыми простынями. Мэрия в спешном порядке выпустила запрет на посещение леса, перекрыла дорогу через зеленую зону и начала эвакуацию из детских лагерей и санаториев. В Тольятти официально был введен режим чрезвычайной ситуации.

Спасать городской лес взялись сами жители города. Сотни добровольцев, не дожидаясь призывов администрации, отправились тушить очаги возгорания и оказывали помощь полиции в организации оцепления. Разгул огненной стихии над городом продолжался больше недели. Переломить ситуацию удалось во многом благодаря помощи самолетов-амфибий «Бе-200» и Canadair–CL415, сбросивших на тольяттинский лес несколько сот тонн воды. 9 августа Анатолий Пушков заявил, что все очаги возгораний полностью ликвидированы.

На протяжении последующих нескольких недель то и дело появлялись сообщения о новых пожарах, но они уже были незначительны. Казалось, даже сама природа сжалилась над людьми – температура упала, прошли сильные ливневые дожди. Город спокойно выдохнул, однако, как оказалось, преждевременно. Ночью 3 сентября лес вновь заполыхал в районе села Васильевки и завода «Авто­ВАЗ­агрегат». Из-за сильного задымления пожарным даже пришлось перекрыть трассу М5 Москва – Челябинск. Существовала серьезная опасность распространения пожара на территорию городского кладбища. На место происшествия тут же выехали губернатор Самарской области Владимир Артяков, министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Дмитрий Азаров и мэр Толь­ятти Анатолий Пушков. Газеты города еще долго пестрели фотографиями градоначальника в камуфляжном костюме на фоне дымящегося леса.
По официальным данным, в результате августовских пожаров было уничтожено около 1300 га тольяттинского леса. Мэрия города оценила этот «убыток» в 40 млн рублей, еще 45 млн рублей было потрачено на ликвидацию последствий стихийного бедствия. По оценкам экологов, посадка нового массива может занять до 20 лет, а на полное восстановление экосистемы потребуется не менее 150 лет.

Как ни странно, но не безработица, не проблемы в сфере ЖКХ, а именно выгоревший тольяттинский лес окончательно подорвали доверие населения к действующей власти. 11 ав­густа инициативная группа опубликовала обращение к главе города с предложением уйти в отставку. В вину мэру вменялось в первую очередь бездействие в борьбе с лесными пожарами. Впрочем, сам Анатолий Пушков по инициативе снизу уходить явно не собирался, поэтому предложение просто проигнорировал, и шумиха вокруг него быстро затихла.

Ирония судьбы. В самый разгар лесных пожаров закрывается Тольяттинский военно-инженерный технический институт – единственное учебное заведение, готовившее выпускников по специальности «военный пожарный». В рамках проходящей в стране реформы вооруженных сил он был реорганизован в филиал Академии тыла и транспорта имени генерала армии Хрулева. Учебные фонды института были переданы в другие вузы страны, а сам военный городок отведен под размещение 3-й гвардейской отдельной бригады специального назначения ГРУ.
16 августа под звуки военного оркестра институт покинули последние курсанты, отправившиеся на новое место дислокации. Впрочем, на их лицах особой горести не читалось, ведь впереди была новая жизнь в Санкт-Петербурге. Куда более ощутимым ударом реорганизация ТВТИ оказалась для офицерского состава, уволенного в запас, и гражданских работников, большинство из которых оказалось на бирже труда.
Вместе с ТВТИ был ликвидирован и военно-технический кадетский корпус, которым Тольятти всегда гордился особо. Учитывая уникальность этого образовательного учреждения, депутаты Самарской губернской думы еще в июне обратились к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой сохранить кадетский корпус и возобновить прием учащихся. Но решение о ликвидации осталось неизменным.

Пока Тольятти страдал от жары, за несколько тысяч километров, в Барселоне, шла не менее жаркая борьба за медали чемпионата мира по легкой атлетике. 1 августа тольяттинская бегунья Наиля Юламанова завоевала серебро в марафоне на 42 км с результатом 2 часа 32 минуты 15 секунд. Однако победившая в этом забеге литовская бегунья Живиле Бальчюнайте была дисквалифицирована за применение запрещенных препаратов, и уже в апреле 2011 года Наиля Юлманова официально стала обладательницей золотой медали.
Аномальная августовская жара сказалась и на работе АВТОВАЗа. Когда температура воздуха в Тольятти поднялась до критических +42 градусов, руководство завода приняло решение остановить конвейер. По словам Игоря Комарова, простой со 2 по 8 августа обошелся компании в полмиллиарда рублей.

Зато сразу после восстановления работы – 9 августа – с конвейера сошел 26-миллионный вазовский автомобиль. Юбиляром стал седан LADA Kalina в комплектации «люкс» популярного цвета «белое облако». Однако, в отличие от своих предшественников, он отправился не в музей, а в Красноярск – к победителю конкурса «LADA: народной машине – народное название» Павлу Захарову.

Название для новой модели под кодовым именем LADA 2190 впервые выбирали, как говорится, всем миром. Конкурс проходил с 30 июня по 8 июля, за это время жители России прислали более 36 тысяч оригинальных вариантов. Но именно с подачи Павла Захарова новая модель получила звучное имя LADA Granta.

Вообще, PR-служба АВТОВАЗа во главе с Игорем Буренковым в 2010 году превзошла сама себя. В конце августа все СМИ, в том числе и мировые, взахлеб рассказывали о поездке Владимира Путина на желтой LADA Kalina по новой трассе Чита – Хабаровск. Премьер-министр, как главный вазовский покровитель, о машине отзывался только положительно. Это уже позже стало известно, что желтых «Калин» в кортеже было сразу три, а сам Путин проехал за рулем лишь 350 из 2000 км. Но лучшей рекламы было и не придумать. Уже в сентябре в связи с резко подскочившим спросом АВТОВАЗ объявил о запуске серийного производства желтой LADA Kali­na Sport. К концу года руководство завода и вовсе переименовало расцветку «спелый лимон» в куда более благозвучную «премьер». Решение объяснили большим количеством обращений покупателей за автомобилями «как у премьера».

В августе 2010 года у Владимира Путина оказалось как никогда много дел, так или иначе связанных с Тольятти. 12 августа премьер подписал постановление о создании в Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. На реализацию проекта федеральное правительство выделило 7,2 млрд рублей. Надо сказать, что идея ухода от статуса моногорода за счет развития новых производств витала над Тольятти более 5 лет. Первые разговоры об ОЭЗ начались еще в 2005 году. Но в активную фазу разработка проекта вошла лишь в 2009 году, когда АВТОВАЗ вынужден был сократить производство и численность рабочих. В 2010 году Тольятти, по сути, стал «пилотной» площадкой для экспериментов по преодолению монозависимости. На уровне руководства региона был создан Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации города на 2010-2020 гг. Именно ОЭЗ в перспективе должна способствовать трудоустройству не менее 20 тысяч человек и заодно сделать экономику региона менее чувствительной к ситуации на заводе. Параллельно в сентябре 2010 года стартовало строительство еще одного ключевого проекта в рамках модернизации города – IT-парка «Жигулевская долина».

Процесс кадровых перестановок затронул и политическую жизнь Тольятти. 2 сентября Виталий Вильчик сложил с себя полномочия руководителя местного отделения партии «Единая Россия». Вопрос о замене находился в подвешенном состоянии более года, причем поднял его сам Вильчик, ссылаясь на чрезмерную загруженность в качестве исполнительного вице-президента по производству и техническому развитию АВТОВАЗа. Но в тот момент проходила кампания по довыборам депутата Самарской губернской думы по 14 избирательному округу, и поэтому решение вопроса было отложено на неопределенное время. В итоге практически без обсуждения, при единогласном голосовании всех членов политсовета местное отделение партии возглавил главврач городской больницы №5 Николай Ренц.

15 сентября 2011 года поставлена финальная точка в истории легендарного тольяттинского долгостроя. Гостинцу на берегу Волги высотой в 24 этажа начали возводить еще в 1967 году. За это время вокруг высотного недостроя появилась масса слухов и мифов. Например, про грунтовые воды, из-за которых здание постепенно уходит в землю. Но спустя 44 года усилиями ОАО «Приморское» гостиница все же была достроена, официально введена в эксплуатацию и получила название «Вега». Теперь это целый комплекс, включающий торговый центр, кинотеатр, гостиницу и бизнес-центр.

В конце сентября в яхт-клубе «Дружба» ОАО «КуйбышевАзот» прошел чемпионат страны в олимпийских классах яхт. Побороть­ся за награды в Тольятти приехали более 139 спортсменов из 20 городов и регионов России. Финальная гонка принесла хозяевам чемпионата только две медали. Золото в классе «Звездный» завоевал экипаж Михаила Скач­кова (Долгопрудный) и Вячеслава Овчинникова (Тольятти). Второе место в классе «Лазер-радиал» заняла Анастасия Малетина. Послед­ний раз Куйбышевское водохранилище принимало соревнование столь высокого уровня полвека назад – в 1959 году. Так что благодаря усилиям «КуйбышевАзота» Тольятти вновь обретает статус ведущего российского центра парусного спорта.

Осенью 2010 года в Тольятти началась эпопея под названием «капитальный ремонт». В рамках специальной программы 148 многоквартирных домов города получили финансирование в размере 2 млрд рублей. Сумма действительно впечатляющая, вот только сам процесс ее использования обернулся для многих горожан настоящим проклятьем. Наступление холодов жители целого ряда домов встретили без батарей и санузлов, лифты не работали по два-три месяца, а уборка строительного мусора и вовсе растянулась на полгода. Результат в большинстве случаев также оказался плачевным – новые батареи лопались, трубы и крыши текли, штукатурка отваливалась пластами. На местных форумах кто-то даже горько пошутил: «Капремонт в Тольятти превратился в ругательство, его теперь желают только самым заклятым врагам».

15 октября заставило многих тольяттинцев в очередной раз вспомнить о страшной трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь». Днем на пульт пожарной службы поступило сообщение о возгорании в ресторане «Телега», стабильно входившем в пятерку лучших заведений Тольятти. К счастью, жертв среди персонала и посетителей не оказалось, они успели покинуть помещение при первых признаках задымления. Но самому ресторану не повезло. Из-за сильного ветра пожарные расчеты долго боролись с огнем, произошло обрушение конструкций, и здание выгорело практически дотла.

В октябре наконец-то нашлось применение одному из многочисленных непрофильных объектов АВТОВАЗа, переданных на баланс города. 13 октября хозяйственный блок третьего комплексного общежития был передан СДЮСШОР-4 «Шахматы». Инициатором решения вопроса выступил вице-мэр Вадим Кирпичников. Городская федерация шахмат «подарок» явно оценила и выступила с инициативой сделать Кирпичникова своим новым президентом. Он, естественно, не отказался. Возможно, дал знать о себе пример помощника президента Аркадия Дворковича, с 2007 года являющегося первым вице-президентом Российской шахматной федерации.

Если статус шахматной столицы России для Тольятти пока только отдаленная перспектива, то столицей спидвейной его можно именовать вполне полноправно. Очередным подтверждением тому стал конгресс Международной мотоциклетной федерации (FIM) в Макао (Китай), представивший классификацию треков для проведения соревнований со статусом чемпионата мира. Лишь четыре из 36 стадионов получили категорию «А». В их числе оказался Спортивно-технический комплекс име­ни Анатолия Степанова. Тольяттинский трек оценили на высшем уровне наравне со стадионами в Кардиффе (Великобритания), Копенгагене (Дания) и Торуни (Польша).

Тольятти давно привык к пристальному вниманию со стороны федерального правительства. 10 ноября с очередным визитом, уже четвертым по счету, в город прибывает первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шува­лов. Посетив АВТОВАЗ и Тольяттинский бизнес-инкубатор, главный «ревизор» остался доволен выполнением антикризисного плана. «Деньги потрачены правильно и с умом. Правительство, область и завод выполнили все свои обязательства», – отметил он. А вот работа городских властей по созданию инвестиционного плана развития города вице-премьера не удовлетворила. Шувалов потребовал от местных властей начать практическую работу по созданию условий для привлечения частных инвесторов в городские проекты, не связанные с АВТОВАЗом.

Кроме того, визит вице-премьера внес ясность в дальнейшее существование дочерних предприятий завода – ОАО «АВТОВАЗ-Перспектива» и ООО «Реформинг-Центр», созданных ровно год назад для того, чтобы избежать массовых сокращений. Теоретически с 1 января 2011 года компании должны были перейти на самоокупаемость, но правительство приняло решение продлить срок финансовой поддержки еще как минимум на полгода.

28 ноября почти 2 тысячи тольяттинцев обнаружили, что их банковские карты Сбербанка заблокированы. По городу тут же поползли тревожные слухи, многие поспешили снять с карт всю наличность. Лишь 1 декабря руководитель Автозаводского отделения Сбербанка Александр Тюрин рассказал, что город столкнулся с одним из крупнейших за последние несколько лет мошенничеством с пластиковыми картами. С помощью скриммеров, считывающих информацию с карт, зло­умышленники получили доступ почти к 300 счетам. В общей сложности с них было украдено 3 млн рублей. К радости потерпевших Сбербанк признал случившееся недостатком в работе собственной службы безопасности и пообещал в течение ближайших дней вернуть все незаконно списанные средства.

Под занавес уходящего года имена тольяттинских политиков все чаще стали звучать в коридорах областного правительства. 15 декабря бессменный лидер общественного движения «Декабрь», видный местный оппозиционер Сергей Андреев ко всеобщему удивлению получил кресло министра природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области. При этом многие тут же поспешили предположить, что власти оказалось выгоднее «приручить» опасного конкурента, нежели через год вновь искать нарушения в ходе предвыборной кампании на пост мэра Тольятти. Хотя нельзя и забывать, что предшественник Андреева на этом министерском посту Дмитрий Азаров стал мэром Самары.
А вот Алексей Пахоменко правительственный пост, полученный всего полгода назад, променял на должность руководителя филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Толь­ятти. Впрочем, никто не сомневался, что для него это шаг наверх. Ведь, как ни крути, ОЭЗ – самый приоритетный проект развития области, к которому приковано пристальное внимание федерального правительства.

В 20-х числах декабря российские школьники традиционно получают дневники с выставленными оценками за четверть. У Анатолия Пушкова школьного дневника давно нет, но свою оценку работы он все же получил. Фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг Minchenko consulting опубликовали первый Индекс политического влияния глав 100 крупнейших городов России. Создатели Индекса учитывали в своей оценке широкий круг факторов, в числе которых: способность главы муниципального образования к «политической выживаемости», уровень популярности среди населения, влияние на внутригородскую политику и т. д. Тольят­тин­ский мэр по итогам года оказался троечником. Экспертный совет принял во внимание и лесные пожары, и социальную напряженность в городе, и, конечно, историю с предложением уйти в отставку.

Энергетическая отрасль – одна из ключевых в развитии любого города, так что любые изменения и перестановки в руководстве энергетических компаний всегда приковывают к себе внимание. 27 декабря генеральным ди­рек­­тором ОАО «ТЕВИС» наз­начен Николай Клюшенков, ранее возглавлявший ульяновский филиал ВоТГК. Тогда же стало известно, что АВТОВАЗ продал 100% акций ТЕВИСа ООО «РТ-Энергоэффектив­ность», дочке ГК «Ростехнологии». РТ-Энерго также приобрело у завода 100% акций ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» (ТЭК).

Несмотря на все неутешительные прогнозы, 2010 год Тольятти провожал с куда более оптимистичным настроением, чем год предыдущий. Эффект программы утилизации превысил все ожидания. АВТОВАЗ вновь начал работать в две-три смены, увеличил производство и впервые с начала кризиса закончил год с прибылью. Вслед за заводом начала стабилизироваться ситуация и в городе. Знаковым событием в этом отношении стало последнее заседание городского антикризисного совета. Совет отметил, что выполнил все задачи, поставленные областным и федеральным правительствами, и с нового 2011 года переходит от антикризисной работы к работе по развитию промышленности. Так официально завершился кризис в Тольятти.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой