События

Поздравляем с Днем рождения Андрея Романовича Самарцева!

Интерьерные истории Татьяны Петрухиной

Интервью дизайнера интерьеров Татьяны Петрухиной.

Проводник для бизнеса

Интервью генерального директора агентства недвижимости «Русская жемчужина» Алексея Кирюшина.

Нам есть что предложить каждому

Интервью управляющего операционным офисом Банка "Зенит" Михаила Заволковского.

Вкус и комфорт

Интервью совладелицы и директора ресторанно-гостиничного комплекса KOKON Александры Кульбиковой.

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

08.06.2018

Принцип трех ступеней

Интервью тольяттинского финансиста и бизнесмена Анатолия Волошина.

В России с каждым годом все больше говорят о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса как ключевого фактора экономического роста страны. Как отмечает известный тольяттинский финансист и бизнесмен Анатолий Волошин, для того, чтобы у предпринимателей были реальные перспективы для развития, необходимо в срочном порядке выстроить новую систему проектного финансирования, ввести персональную ответственность чиновников и сформировать внятную промышленную программу.

В мартовском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин поставил перед правительством задачу к 2025 году увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны до 40%, а число занятых в нем – до 25 млн человек. При этом, согласно отчету премьера Дмитрия Медведева, на сегодняшний день доля МСБ в экономике России составляет порядка 22%. На мой взгляд, эта цифра завышена, особенно с учетом того, что с 2016 года к категории среднего бизнеса относятся предприятия с доходом до 2 млрд рублей. Но даже если принимать во внимание только официальные цифры, то получается, что за 6–7 лет правительство должно обеспечить двукратный рост МСБ! Главный вопрос, на который сейчас предстоит ответить, – как это сделать?

Что имеем – не храним…
На протяжении многих лет я ежедневно общался с предпринимателями из самых разных уголков России, сам занимался различными проектами и прекрасно знаю, что для развития бизнеса необходимо, в первую очередь, обеспечить доступ к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам. Особенно на стадии становления компании, когда идея только начинает воплощаться в жизнь.
Раньше эту миссию брали на себя местные банки, занимающиеся проектным финансированием. Предприниматель мог прийти просто с идеей и получить всю необходимую поддержку: от разработки бизнес-плана до подготовки пакета документов на получение гранта или субсидии. Именно малые банки кредитовали и обслуживали сотни тысяч предприятий, способствовали появлению новых классных продуктов и компаний. Один местный банк мог в среднем кредитовать 400–500 городских компаний, тем самым обеспечивая работой 30–40 тысяч человек.
Безусловно, внутри самой прослойки малых банков были свои системные проблемы, которые требовали решения. Но вместо того чтобы разобраться и найти выход из ситуации, Центральный Банк решил пойти по другому пути. Как результат, за 5 лет лицензии лишились более 400 кредитных учреждений, а система проектного финансирования оказалась практически разрушенной.
Малый бизнес испытывает острую нехватку средств, особенно когда речь идет о запуске новых производств и проектов. Крупные федеральные банки просто не готовы взять на себя такие риски: перед ними стоят другие задачи, у них другая система работы, совершенно по-другому выстроен процесс принятия решений. А это значит, что заняться выстраиванием новой системы финансирования МСБ сегодня должно именно государство.

Три ступени
С точки зрения эффективности самой оптимальной, на мой взгляд, является трехступенчатая структура финансирования, построенная по принципу пирамиды.
Верхний уровень – федеральный проектно-финансовой центр, занимающийся созданием крупных предприятий и осуществляющий общую координационную, организационную и аналитическую работу. Эту роль мог бы взять на себя ВЭБ как госкорпорация, не подчиняющаяся ЦБ РФ и работающая на основании специального федерального закона.
Вторая ступень – проектно-финансовые институты регионального и республиканского уровня. При этом они должны быть либо полностью независимыми, либо обладать широкой автономией и достаточным спектром полномочий, чтобы самостоятельно принимать решения по каждому проекту. Самый идеальный вариант – если бы это были частные центры.
Наконец, третья ступень – муниципальные проектно-финансовые центры, работающие непосредственно на местах. В таком случае мы получаем стройную систему, способную эффективно выполнять поставленную задачу по развитию малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес как нацпроект
Но недостаточно создать систему, ее надо еще и постоянно контролировать. Чтобы МСБ за несколько лет показал двукратный рост, необходимо перевести его в статус ключевых национальных проектов наравне со спортом, здоровьем, доступным жильем, повышением обороноспособности, проведением ЧМ по футболу в 2018 году, развитием Крыма и т.д. При этом, как и в случае с другими стратегическими проектами, в его главе должна встать фигура федерального масштаба с высоким уровнем политического влияния. По сути, в структуре правительства должен появиться вице-премьер, который возьмет на себя непосредственную ответственность за решение поставленных стратегических задач.
Во-вторых, мы должны отчасти вернуться к принципам советской плановой экономики. Каждому региону и каждому губернатору должен быть поставлен четкий план по росту ВРП: сколько новых предприятий открыть, сколько новых рабочих мест создать и т.д. И выполнение этого плана должно жестко контролироваться. Тогда волей-неволей главам регионов придется обратить внимание на развитие МСБ. Ведь невозможно бесконечно обеспечивать рост регионального валового продукта за счет крупных госпроектов вроде строительства стадионов и дорог к ЧМ-2018. Необходимо понимать, что очередная гигантская стройка – лишь временная отсрочка, а не кардинальное решение проблемы. Нужна новая модель работы. Модель, основанная на развитии малого предпринимательства, поскольку это ключевой элемент экономики. Именно малый и средний бизнес должны стать во главу угла.

Промышленная программа
И, наконец, развитие малого бизнеса нельзя рассматривать в отрыве от всей экономической политики, особенно промышленной. Я в очередной раз хочу подчеркнуть, что успех рыночной экономики во многом зависит от правильного планирования. Приведу всего несколько примеров. В России насчитываются сотни предприятий, производящих ПЭТ-тару. И при этом абсолютное большинство из них вынуждены закупать сырье (ПЭТ гранулы) за рубежом, поскольку в нашей стране таких заводов можно пересчитать по пальцам. Аналогичная ситуация и с тонкими листами нержавеющей стали, которые используются в огромном количестве производств, а закупаются преимущественно в Германии, Швейцарии, Индии. Созданием подобных производств в России сейчас просто никто не хочет заниматься, поскольку эти проекты требуют больших и длительных инвестиционных вложений. Как результат, экономика и бизнес несут колоссальные потери.
Единственный выход из этой ситуации состоит в том, что именно государство должно взять на себя роль основного инвестора и заняться строительством не только стадионов, но и новых государственных предприятий. Это как раз одна из основных задач федерального проектно-финансового центра. Но для этого необходимо сформировать внятную промышленную политику – четко определить, какие проекты нам нужны. Каких предприятий нам не хватает? Какие предприятия смогут решить проблему импортозамещения в разных отраслях? Какие проекты смогут обеспечить малый бизнес доступным сырьем, оборудованием или, наоборот, новыми заказами?
Только при условии выполнения всех этих шагов мы сможем вытащить российскую экономику из застоя и добиться процветания нашей страны.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой