События

Поздравляем с Днем рождения Анатолия Парфирьевича Волошина!

По принципу кайдзен

Интервью генерального директора ГК «Тон-Авто» Александра Курылина.

Международный союз юристов

Интервью заместителя председателя Международного союза юристов Вячеслава Гусякова.

Лидерство инноваций

Интервью директора управляющей компании технопарка – ГАУ СО «Центр инновационного развития и Кластерных инициатив» – Дениса Жидкова.

Поздравляем с Днем рождения Андрея Константиновича Катышева!

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

15.02.2016

Последний шанс для малого бизнеса.

Российская экономика стоит на грани пропасти, и единственной ее надеждой сейчас является малый бизнес

Российская экономика стоит на грани пропасти, и единственной ее надеждой сейчас является малый бизнес, – считает Председатель правления ООО КБ «Эл банк» Анатолий Парфирьевич Волошин. Однако, планомерно разрушая региональную банковскую систему, правительство лишает предпринимателей последнего шанса на выживание.

 

«Нефтяная» ломка

В январе нового 2016 года сбылся страшный сон российских финансистов, экономистов и чиновников – стоимость нефти упала ниже $30 за баррель. И надеяться на то, что ее цена вновь взлетит до заветных $80-100 уже бессмысленно. Все дело в том, что благодаря развитию новых технологий роль нефти в мире изменилась. Она все еще остается стратегически важным сырьем, но уже не таким ценным как раньше. «Нефтяной» пузырь,

который страны-экспортеры надували на протяжении последнего десятилетия, лопнул. Пора смириться с тем, что экспорт нефти больше не будет приносить прибыль в 500-600%. При себестоимости добычи порядка $5-10, стоимость барреля в $20 – это вполне логично. Отныне «черное золото» будет жить по законам рынка. Да, падение цен на нефть является проблемой не только для России, но мало где еще это способно вызвать столь катастрофичные последствия. В начале 90-х гг. либеральные реформаторы во главе с Гайдаром посадили страну на «нефтяную иглу». Вместо того чтобы развивать собственную легкую промышленность, малый и средний бизнес, инновационные производства, Россия превратилась в сырьевой придаток для остального мира. И сегодня мы все пожинаем плоды того решения. На протяжении последних десяти лет и правительство, и независимые эксперты твердили, что пора слезать с «нефтяной иглы», пока не началась «ломка». Что пора что-то менять в экономике государства, переводить ее на другие рельсы. Говорили много, но так практически ничего и не сделали. Как результат, по основным экономическим показателям – объем ВВП, уровень жизни, доход на душу населения – страна сегодня возвращается к уровню 2000 года. Мы возвращаемся к тому, с чего начали. Россия стоит на краю пропасти, и единственной ее надеждой на спасение сейчас является малый бизнес. Только он способен противостоять глобальным вызовам экономики. Только он способен создать прочный фундамент для будущего развития страны и обеспечить социальную стабильность в обществе. Но, вместо того чтобы бросить все силы на спасение утопающего бизнеса, правительство забирает у него последний спасательный круг – разрушает региональную банковскую систему.

 

Верхи не хотят

По предварительным данным объем кредитования МСБ в 2015 г. сократился на 35%, что в денежном выражении составляет более 1,5 трлн. рублей. То есть малый бизнес в прошлом году недополучил более 1,5 трлн. рублей. Представляете, какое количество новых перспективных, в том числе инновационных, проектов так и не было открыто? Какое количество компаний вынуждено было остановить планы по развитию, по выпуску новой продукции, по переоборудованию? Какое количество предприятий вынуждено было закрыться из-за того, что банк отказался продлить кредитную линию?

Причем лидерами по сокращению кредитования МСБ стали банки из первой сотни. Они в очередной раз показали и доказали, что не хотят и не умеют работать с малым бизнесом. Получить заем в федеральном банке для частного предпринимателя стало не просто большой проблемой, а нерешаемой задачей. Крупным банкам некогда, да и не особо охота возиться с региональными компаниями, вникать в суть их бизнеса, учитывать специфику работы и т.д. Их не интересует экономика региона, их интересует маржа. Они предпочитают инвестировать госпроекты и спекулировать на валютном рынке, приносящем более высокую доходность. Более того, крупные банки открыто саботируют попытки правительства донести деньги до реальной экономики. В 2015 году в рамках госпрограммы докапитализации 19 банков получили 722 млрд. рублей в виде облигаций федерального займа. Теоретически эти облигации они должны были заложить в ЦБ РФ для получения долгосрочных займов, а деньги направить на выдачу кредитов «приоритетным заемщикам», к числу которых относится и МСБ. Однако в результате проверки счетной палаты выяснилось, что на 1 октября 2015 г. в ЦБ было заложено бумаг всего на 12 млрд. рублей, то есть менее 2% всех выделенных правительством средств. Получается, что реальный сектор экономики не дополучил еще 700 млрд. рублей, которые попросту осели в федеральных банках.

 

Низы не могут

Заниматься финансированием регионального бизнеса сегодня готовы только малые и средние банки. Мы работаем с живыми людьми, с живыми предприятиями. Знаем в лицо каждого заемщика и всю его историю. Если мы не будем доверять этим предприятиям, то ни один другой крупный банк тем более не станет. Если мы не дадим им денег, то никто другой не даст. Однако в текущей ситуации (повышение нормативов, снижение рентабельности, подрыв доверия массовым отзывом лицензий) малые банки оказались фактически лишены финансовых ресурсов. А ведь если рассматривать банковский рынок как кровеносную систему экономики, то малые банки – это капилляры, которые пронизывают все ткани и органы, питают мельчайшие клетки организма. Если капилляр не может доставить кровь к вполне здоровому и жизнеспособному нерву, то нерв умирает. Если малый банк не может выдать или продлить кредит здоровому и жизнеспособному малому предприятию, предприятие банкротится.

Раньше я всегда с гордостью рассказывал, что наш банк выдал кредит очередной хорошей компании, и на свет появился классный проект или классный продукт. Сегодня я вынужден говорить об обратном: наш банк не сумел выдать денег, и фермеры не вырастили стадо коров; наш банк не дал денег, и мебельная фабрика не смогла увеличить

производство. А ведь таких небольших банков, как «Эл банк», по всей стране несколько сотен. И все они находятся в таком же тяжелом положении. Политика по целенаправленному разрушению региональной банковской системы, которую сегодня проводит правительство и ЦБ РФ, – это прямой путь к разрушению реальной экономики регионов.

 

Не надо изобретать велосипед

Много лет власть пыталась создать механизм поддержки малого предпринимательства на местах. Различные фонды, субсидии, гранты, отраслевые программы поддержки федерального, регионального, муниципального уровня… Да, вариантов множество, но их

реальная эффективность остается практически нулевой. Потому что, с одной стороны, отсутствует единый реестр программ поддержки МСБ. С другой, работа каждого министерства, ведомства, фонда и т.д. связана с массой бюрократических проволочек. В октябре 2015 г. Самарская область получила задачу Минэкономразвития распределить субсидию по процентным ставкам для малого бизнеса в размере 12 млн рублей. Хорошая инициатива? Да. Но при этом письмо с просьбой предоставить перечень предприятий, подходящих под условия программы, пришло в банк за неделю до окончания срока подачи заявок. Собрать за такой короткий период полный пакет документов просто невозможно. Кроме того, в программе прописаны такие условия (срок, размер, цели кредита), по которым малые банки сейчас не работают. Зато чиновники потом смогут отчитаться, что «никто из малых банков не пожелал воспользоваться программой». Естественно, если бы мы знали об этой программе в начале года, то изначально бы предлагали предприятиям кредиты с учетом ее условий. Для решения подобных проблем в июне 2015 г. была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. По сути, она должна исполнять роль системного интегратора и координатора, объединяющего различные властные, финансовые и инфраструктурные возможности по работе с МСБ. Однако пока Корпорация МСП планирует строить свою работу через систему региональных гарантийных фондов. Зачем опять изобретать велосипед? Зачем опять плодить бюрократию? Зачем доверять работу фонду, где работает десять человек, когда в каждом городе есть местный банк, специалисты которого работают с малым бизнесом уже 20 лет.

Опять же, на развитие малого бизнеса Коропорации было выделено 50 млрд. рублей. Напомню, что в 2015 г. из реальной экономики ушло 1,5 трлн рублей. Цифры несравнимые. Если выдать эти 50 млрд. рублей малому бизнесу напрямую, они так и останутся 50 млрд. Если же эти деньги направить на докапитализацию малых банков, то они превратятся в 500 млрд. рублей доступных кредитов.

 

Объединение малых банков

В российской экономике сегодня наблюдается множество негативных тенденций. Но преодолеть основную – крах малого бизнеса – можно только с помощью формирования единой группы, состоящей из малых банков, занимающихся кредитованием МСБ. Ее деятельность будет основана на едином бренде, единой стратегии, единых стандартах и принципах работы.

Главной задачей этой структуры станет развитие малого и среднего бизнеса на местах, а также эффективное использование ресурсов и восстановление доверия к банковской отрасли. Сам формат объединения, безусловно, требует обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Один из вариантов – создание саморегулируемой организации или холдинга, уставной капитал которого формируется за счет внесения участниками 10% своего капитала. Одним из участников может стать созданная Госкорпорация развития малого и среднего предпринимательства, получив долю в организации, а вместе с ней реальные рычаги управления банками-партнерами. Сохранение и расширение компетенций по финансированию МСБ и региональных проектов предотвратит развал сектора среднего и малого предпринимательства в регионах, а участие Госкорпорации позволить использовать Группу как инструмент управления развитием региональных экономик.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой