События

Поздравляем с Днем рождения Василия Васильевича Воронского!

Цена безопасности

Интервью гендиректора ОСБ «Вымпел», председателя правления Регионального объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Константина Фирсова

Сервис транспортных услуг

Интервью генерального директора ООО ГК «Проект Логистик» Андрея Самарцева.

Партия производящего класса

Интервью председателя регионального отделения Партии Роста тольяттинского врача Олега Бурлака

Поздравляем с Днем рождения Леонида Ивановича Калашникова!

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

26.05.2020

«От утра до утра люди строят завод...»

Интервью Михаила Вайнштейна об отце, Льве Лазаревиче Вайнштейне.

В дни, когда отмечается юбилей выхода первого вазовского автомобиля, мы вспоминаем тех, кто начинал эту великую стройку и работал над созданием «народного» советского автомобиля. Своими воспоминаниями об отце – инженере-конструкторе, бывшем начальнике управления  электроники и электрооборудования автомобиля НТЦ Льве Лазаревиче Вайнштейне с нами делится его сын, председатель совета директоров ГК «Техно-Полимер», Михаил Вайнштейн.

– Я очень сожалею, что написанное ниже – не воспоминания отца, безвременно ушедшего в результате трагической аварии. Он был очевидцем и непосредственным участником рождения и становления Волжского автозавода, известным инженером и руководителем, кандидатом технических наук и доцентом ТПИ, заслуженным машиностроителем России, человеком, абсолютно и безоговорочно преданным родному заводу.

– Лев Лазаревич был приглашен на Волжский автозавод из конструкторскоэкспериментального отдела ГАЗа (Нижний Новгород). Как вы думаете, что повлияло на его решение переехать из крупного областного центра в маленький провинциальный городок, где только начиналось строительство завода? Что им двигало – энтузиазм, желание перемен, возможность начать большой проект с нуля?..
– Воспоминания мои о конце 60-х годов достаточно детские. Отец вошел в первую волну специалистов, отправившихся в длительную командировку в Турин, примерно на полтора года. Я помню его рассказы о долгом времени, проведенном там, о жизни в «вазовской коммуне», о работе, об автомобилях, о стране. Кстати, когда в одной из командировок мне удалось заехать в Турин, я остановился на площади Сан Карло, а именно там находилась «резиденция» вазовцев с 1966 года, и позвонил папе. Он по памяти рассказывал куда идти и на что смотреть, а ведь минул не один десяток лет…
Возвращаясь к его решению о переходе на работу на ВАЗ – мне, тогда только взрослевшему, причины стали быстро понятны. Карьерные перспективы, новые направления, зарплата и квартира! Своя, сразу! Это было невероятно в те годы. Память до сих пор хранит новоселье, сколоченные столы из комнаты в комнату, куча коллег и друзей. С гостями, которых я узнал в детстве, я продолжал общаться в пору моей взрослой жизни, которая тоже была связана с АВТОВАЗом. Среди них были и В.В. Каданников, П.Н. Скринский, Р.Д.Кислюк, В.С.Соловьев – первый главный конструктор и многие другие.

– Советскими конструкторами было предложено порядка 800 изменений для нового автомобиля, сделанного на базе FIAT-124. Лев Лазаревич был доволен результатом усовершенствований?
– Отец был приглашен на ВАЗ начальником бюро шумовых исследований и испытаний. Ему, закончившему физико-математический факультет Горьковского госуниверситета им. Лобачевского, равных в этой области на заводе не было. По теме шума автомобиля впоследствии он защитил кандидатскую диссертацию. А потом ему предложили возглавить конструкторский отдел проектирования электрооборудования, один из пяти крупнейших отделов Управления главного конструктора, где рождались новые автомобили. С той поры он и занимался этим направлением. Внедрение новых конструкторских решений, изобретений, современное «лицо» электрооборудования новых машин – во многом его заслуга.

– Стал ли вазовский автомобиль по-настоящему «народным»? Могли ли его себе позволить советские люди в 70-х годах?
– Тут не может быть сомнений – конечно, стал «народным»! Во-первых, в силу беспрецедентного объема производства за годы выпуска. Подобного автомобиля в СССР просто не было. Во-вторых, ВАЗ-2101 стал мечтой каждого автолюбителя страны. Другой вопрос – возможность приобретения. Позволить его себе было сложно. Но мечта о «копейке» жила, мне кажется, как минимум, в каждом мужчине! И появление в Советском Союзе этого автомобиля в немыслимых до этого объёмах и качестве, колоссально приблизило людей к её исполнению.

– Когда в вашей семье впервые появился автомобиль с ладьей на радиаторе?
– В нашей семье он появился практически сразу, как представилась возможность приобрести его по заводской очереди, буквально на первый или второй год от начала выпуска. Будучи школьником среднего звена, именно на нем научился осознанно водить машину, благодаря отцу. Поэтому смело могу считать «копейку» не только «народным», но и первым своим автомобилем, а это не забывается.

– Могли бы вы рассказать немного о нерабочей жизни Льва Лазаревича.
– На эту тему я могу говорить бесконечно… Отец был удивительным, очень образованным, необычайно эрудированным и многогранным человеком. Даже с годами я не уставал восхищаться – как может столько талантов сочетаться в одном человеке? Главное – это его отношение к маме, к нам с Максом и вообще к семье. Мы все чувствовали его любовь каждую минуту своей жизни… Отец был на «ты» с музыкой. Наряду с физматом он закончил консерваторию по классу скрипки, выступал с Горьковским симфоническим оркестром, свободно играл на фортепиано, а гитара – это его визитная карточка. Отец писал песни (музыку и стихи) и практически 90% написанного посвящал маме… Но есть две его песни, которые вошли в историю автозавода и города. «Песня о Тольятти», написанная им в Турине в далеком 1967 году, стала первым неофициальным гимном Тольятти. Тогда каждый, кто возвращался из Италии, считал своим долгом привезти ее на катушке магнитофона и «расшерить» всем своим друзьям. Даже Иосиф Кобзон, с подачи Виталия Александровича Гройсмана, за что ему отдельное спасибо, приезжая к нам в город с концертами, исполнял ее со сцены. Вторая песня – «Хоккейный вальс». Отец, как бывший хоккейный комментатор Горьковского ТВ (еще одно его увлечение), член Союза журналистов СССР и разбирающийся в хоккее человек, был приглашен К.Г.Сахаровым в качестве консультанта в период создания хоккейной команды «ЛАДА». Позже им была написана песня, которая звучала после каждого домашнего матча. Все его творения, благодаря труду моего брата, можно найти во всех музыкальных приложениях. Отец прекрасно знал итальянский язык, неплохо говорил на немецком, читал Ильфа и Петрова наизусть, преподавал в ТПИ, писал научные работы и многое другое… Он очень любил друзей, уважал коллег, и они относились к нему с такой же взаимностью.

– Обсуждались ли рабочие моменты во внерабочее время, собирались ли конструкторы дома, чтобы обсудить какие-то идеи?
– Отец много трудился дома. Он брал почту с работы и просматривал ее уже вечером. В такие минуты мне было очень интересно быть рядом. Я читал письма, смотрел чертежи, иногда папа рассказывал какие-то интересные и доступные мне в то время вещи. Единственный человек, от которого у него не было секретов, – это мама. Она была его преданным слушателем и советчиком. Он делился с ней и успехами, и проблемами, и всегда находил поддержку. Этот пример мы сохранили и в моей семье.

– Ваше первое рабочее место было на ВАЗе. Это связано с увлечением автомобилями, продолжением семейных традиций?
– Да, конечно, не без этого. Ведь и мой дед, Лазарь Вайнштейн, всю жизнь проработал на Горьковском автозаводе, где возглавлял бюро колёс. Кстати, он запускал и первый автозавод в Китае в 1956–58 гг., за что был награжден одним из высших орденов КНР. В 1980 году после института по распределению я попал на завод в отдел методов обработки МСП. Принимал меня на работу В.М. Акоев, тогда возглавлявший его, а в будущем ставший техническим директором АвтоВАЗа. Там я прошел многое: монтаж новейшего немецкого оборудования, запуск производства моделей 2108/09, работу в три смены, но техника – не моя любовь, мне больше нравилась не привязка к месту, а движение. И я резко поменял сферу деятельности, оставаясь в заводской системе. Сначала это был ПКФ «АвтоВАЗзапчасть», а потом, кто помнит то время, появился УРС (Управление рабочего снабжения) ВАЗА. Это было мое! Я попал в первую десятку людей, кого пригласили работать туда, и возглавил коммерческое бюро, на которое ложилась основная задача – обеспечить работников ВАЗа всем необходимым из товаров народного потребления. Тогда началась коммерция. Далее был частный бизнес, много других направлений. Но я горжусь, что всегда был связан с заводом и благодарен людям и из поколения отца, и более молодым за поддержку. Сегодня наша группа «Техно-Полимер – Сатурно ТП» является одним из лучших поставщиков Альянса «Рено – Ниссан – АВТОВАЗ», занимается производством деталей и узлов интерьера автомобиля. Чему бы точно радовался наш с Максом отец, так это тому, что в этом большом проекте, связанном с заводом, мы с ним вместе, а это всегда было его мечтой…

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой