События

Поздравляем с Днем рождения Янину Николаевну Незванкину!

Юные звезды гимнастики

С 14 по 17 июня в сызранском ФОКе «Надежда» прошли всероссийские соревнования по спортивной гимнастике среди юношей на призы Алексея Немова. Когда-то именно в этом городе будущий четырехкратный олимпийский чемпион выиграл свой первый турнир.

Поздравляем с 200-м номером!

Активный рост розничного кредитования

Интервью управляющего розничным бизнесом ВТБ в Тольятти Максима Папкова.

Принцип трех ступеней

Интервью тольяттинского финансиста и бизнесмена Анатолия Волошина.

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

08.04.2018

«Кинопоэзия» как ключ зажигания

5 апреля в Тольяттинской филармонии прошел поэтический вечер с участием заслуженного артиста России, актера Московского художественного театра им. А.П. Чехова Анатолия Белого.

Концерт вызвал ажиотаж, зал приветствовал артиста бурными аплодисментами. И это не случайно. Анатолий родом из Тольятти - он прожил здесь юные годы, окончил среднюю школу, занимался в школе акробатики Виталия Гройсмана. Поездка по городу в компании одноклассников, посещение школы и других памятных мест предварила встречу со зрителями. После концерта - снова теплые взгляды, веселый смех, объятия в фойе, подарки, фото с друзьями. До журналистов Белый добрался не скоро.

 

– Анатолий, как прошла встреча с одноклассниками?

– Девчонки атаковали! С Ленкой сидел за одной партой, Светка – за партой впереди, там же рядом и Костя Лысяков. Не видел их всех с момента окончания школы, но зато всех узнал. Я учился в двух тольяттинских школах: в школе № 34 и потом в школе № 59, когда мы переехали в 11 квартал. Кстати, в этом году исполняется 30 лет нашему выпуску.

– Известно, что в зале были и ученики вашей мамы…

– Мама всю жизнь проработала педагогом-филологом в школе № 28. Вела немецкий и русский языки, увлекалась поэзией, организовала литературный кружок. Собственно, оттуда все и началось – имею в виду мое увлечение творчеством русских поэтов. На концерт приходили две ее ученицы, привет передавали…

– Как впечатление от города? Всколыхнули сердце места вашего детства и юности?

– Многое в городе для меня уже незнакомо, появились новые здания, вообще ландшафт поменялся. По каким-то приметам вспомнил местоположение улиц. Когда подъехали к дому на Жукова, 22, где жила наша семья, сердце забилось.

– Что вам роднее Самара или Тольятти? В Самаре (Куйбышеве) вы учились два года в авиационном институте, играли в КВН. Потом там же проходили съемки фильма «Метро» с вашим участием.

– Это похоже на риторический вопрос: кого ты больше любишь – маму или папу? Оба города оставили след. В студенческие годы в Куйбышеве меня захватил театр, и именно там я понял, что надо получать театральное образование. Но первое яркое впечатление от актерской игры, инсайт, я получил в Тольятти. Это было в 7 классе: нас в рамках внеклассной работы привезли на спектакль Горьковского театра драмы. Назывался он, кажется, «Человек после войны». Это был такой флешбэк: актер вспоминал свое прошлое, и время от времени спускался в зрительный зал, где проходила часть действия. Он как бы сбегал из сумасшедшего дома, а потом санитары возвращали его на сцену. Сидел я с краю, в партере. Представляете, полный зал школьников - шуршание фантиков от конфет, тычки, переговоры. И вот актер, возникший рядом, так вовлек меня эмоционально – как говорится, «забрал», что я ничего не видел и не слышал. На подсознательном уровне этот эпизод отложился. Как первый путевой камушек в профессию.

– Вы окончили Щепку (театральное училище им. Щепкина), и по идее, должны были попасть в Малый театр…

– Нет, к школе Малого театра мы не имели отношения. Это был экспериментальный курс. Нашим педагогом была Людмила Новикова, ученица режиссера-новатора Анатолия Васильева, руководителя театра «Школа драматического искусства». Людмила Николаевна дала такую школу, на которой я до сих пор живу в своей профессии.

– Помимо работы в МХТ им.А.П. Чехова вы участвуете в разных театральных проектах. Считаете ли вы своей творческой удачей работу с Кириллом Серебренниковым?

– Конечно, да. Мне повезло. Это такой хороший творческий тандем.

Примечание авт. - В спектакле «Откровенные полароидные снимки» (Театр им. А.С.Пушкина) актер был в 2002 году удостоен престижной театральной премии «Чайка». Другой спектакль, «Околоноля» с Белым в роли Егора, Серебренников поставил в Театре под руководством О. Табакова.

– Буквально недавно стало известно о смерти Михаила Угарова, одного из родоначальников «новой драмы». Несколько популярных драматургов этого направления родом из Тольятти – Вадим Леванов, Михаил Дурненков, Юрий Клавдиев. Когда-то Угаров приезжал к нам на проект авторских читок новых пьес. Вы работали с ним?

– С Михаилом Угаровым судьба свела меня в 2002 году. Это был Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, только-только начиналось новое театральное дело. Это были два спектакля: «Обломoff» по его пьесе (я там играл Штольца) и «Трансфер» по пьесе Максима Курочкина. Конечно, жаль, что оценить величину личности человека мы зачастую только после его смерти. Я считаю, что в «Обломoff» он перевернул страницу театра, которая была уже «болотом», если иметь в виду устаревший к нулевым годам стационарный формат. Вместе с соратниками Михаил создал новый тип драмы, который затем перерос в целое направление. Именно из него выросли такие режиссеры, как Субботина, Агеев, Серебренников. Этот человек спокойно, тихо, но твердо гнул свою линию. Светлая ему память…

– Ваш проект «Кинопоэзия» был начат в 2012-м. Что изменилось?

– Ой, многое что изменилось. Вообще я люблю поэзию с детства, сначала учил стихи для себя. Первый спектакль «Триптих» сверстал на основе трех поэтических тем – любовь, жизненные испытания, города и страны. Там у меня был живой гитарист на сцене. Со временем захотелось не просто читать стихи под музыку и видеоряд. Захотелось пойти глубже. Так появился проект «Кинопоэзия», где я выступил автором и продюсером. Суть в том, что молодые 25-летние ребята, выпускники ВГИКа, Московской школы кино, Высших курсов сценаристов и режиссеров снимают короткометражные фильмы по мотивам стихов. Они креативят, придумывают интереснейшие видео-метафоры. Ну, и чтобы вы знали, команда «Кинопоэзии» - это три человека. Я, моя жена – идейный вдохновитель, или коротко Муза, и техническая поддержка творческого объединения «КЕДР». Посмотреть все поэтические клипы с участием моих друзей-актеров можно на нашем канале «Кинопоэзия» на Youtube. Сейчас совместно с фестивалем «АртОкно» запустили конкурс для режиссеров. Там есть ограничения - можно работать с текстами поэтов, которые родились или какое-то время жили в Курской, Новгородской и Оренбургской областях. Режиссерам предстоит написать сценарий и снять микрофильм по одному стихотворению.

– Проект достойный. Какие планы по дальнейшему продвижению?

– Нас показывают на телеканале «Культура», на кабельном TVM, мы есть в «Амедиатеке», в сети кинотеатров «Москино» и в столичном кинотеатре «Пионер». К сожалению, выйти на региональные кинозалы пока не получается. Планируем договориться с сетевыми залами «Каро-фильм». Но там коммерция, а мы вообще-то не про деньги…

Что еще? Продвигаем наши фильмы через фестивали. Участвовали в оренбургском фестивале кино «Восток-Запад», в фестивале «Меридиан Тихого» во Владивостоке, в «Горький-фест» (организован фондом М. Горького к 150-летию со дня рождения писателя), в фестивале дебютного кино «Движение» в г. Омске. Один наш фильм включен в программу короткометражного кино в Лос-Анджелесе. Хотелось бы поддержки, но повернуть сознание чиновников Министерства культуры очень сложно.

Другой вектор для нас – образование и просвещение. Хотим развить проект до уровня обязательного факультатива по изучению поэзии. Я сам посетил 10 топовых московских школ с предложением по сотрудничеству. Смотрим со старшеклассниками фильм, обсуждаем. Ребята начинают говорить!

– Это важно. Обычно тинейджеры мало читают. И совсем не любят говорить о литературе.

– Был такой случай. Мы посмотрели клип на текст Маяковского «Скрипка и немного нервно». Начали рассуждать, о чем же эти стихи. Сначала все молчали, и вдруг один парень говорит: «Это про меня. Я никому не нужен. Меня никто не понимает». Это стало настоящим откровением и признанием того, что работали мы не зря. Иногда школьные учителя нас критикуют, говорят, что мы навязываем свое видение, а поэзия должна у каждого человека вызывать свои собственные ассоциации. «Стоп», – говорю я. – Навязывают, это когда по телевизору реклама каждые пять минут. А мы предлагаем, будим фантазию, мысль». С чего-то же надо начинать? Я и сам таким был. Абсолютно пустой, все было спрятано глубоко. Прочитал или выучил стих в школе, смысл вроде бы понял, а образно не воспринял. И тут же забыл.

Сейчас я вижу, что форма подачи, придуманная нами, хорошо работает. «Кинопоэзия» включает душу и интеллект подростка буквально за считанные минуты. Такой ключик зажигания.

 

Анна Лукьянчикова

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой