Aldis

События

Поздравляем с Днем рождения Анатолия Парфирьевича Волошина!

По принципу кайдзен

Интервью генерального директора ГК «Тон-Авто» Александра Курылина.

Международный союз юристов

Интервью заместителя председателя Международного союза юристов Вячеслава Гусякова.

Лидерство инноваций

Интервью директора управляющей компании технопарка – ГАУ СО «Центр инновационного развития и Кластерных инициатив» – Дениса Жидкова.

Поздравляем с Днем рождения Андрея Константиновича Катышева!

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

12.10.2015

Двенадцатое

Весной этого года прошло заседание Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Накануне его проведения Анатолию Волошину была предоставлена возможность подготовить предложения по эффективному развитию МСБ.

Итогом заседания стал перечень из 11 поручений по развитию предпринимательства, подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным. Этот документ содержит ряд мер, указанных в предложениях Анатолия Парфирьевича. Однако в нем нет одного важного поручения – 12-го. Оно касается вопроса распределения средств для МСБ через малые и средние банки. При всей огромной важности представленного документа именно этот вопрос должен сыграть ключевую роль в его реализации. Ведь как раз малые и средние банки, большинство из которых региональные, работают с сектором МСБ, активно участвуя в его развитии. Отсутствие поручения, регулирующего механизм финансирования, увы, делает все остальные поручения полезными, но малоэффективными. Мы попросили Анатолия Парфирьевича предоставить нам для публикации материалы, подготовленные им к заседанию Госсовета, в которых он обозначил меры, необходимые для максимально эффективного развития малого и среднего бизнеса в России.

К вопросу поддержки и развития малого и среднего бизнеса
На протяжении последних лет рост ВВП России обеспечивался за счет реализации крупных госпроектов – подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Зимняя Олимпиада в Сочи... Большая доля ВВП наполнялась за счет так называемой «нефтяной ренты». Доходы от продажи нефти резко уменьшились, и есть необходимость расставить приоритетность  в структуре доходов, пересмотреть и «сделать ставки» на иные существующие направления доходов.
Однако сегодня все прекрасно понимают, что очередное вложение средств в очередную гигантскую «стройку» – лишь временная отсрочка, а не кардинальное решение проблемы развития экономики страны. Между тем в большинстве экономически развитых государств 70-80% ВВП формируется за счет предприятий малого и среднего бизнеса. В России же этот показатель составляет всего 20%. Таким образом, при правильном развитии один только этот сектор экономики может дать ежегодную прибавку ВВП не на 1-2%, а как минимум на 5-10%.

Неэффективный механизм
В России существуют многочисленные федеральные и муниципальные программы, занимающиеся финансовым стимулированием бизнеса, и различные структуры, отвечающие за выделение средств и реализацию мер по поддержке бизнеса (МСП, АКГ, федеральные и муниципальные фонды и прочие структуры). Но как показал опыт, существующий механизм по «доставке» финансовых ресурсов до реального сектора экономики неэффективен.
Во-первых. Пока средства из федерального бюджета идут до малого бизнеса через многочисленные отраслевые,  федеральные, региональные, муниципальные фонды, административные расходы на содержание самих этих фондов, а также коррупционная система отката съедают до половины выделенных средств. Поэтому надо понимать, что если мы слышим, что на развитие малого бизнеса выделен 1 млрд, то до малого предприятия дойдет не более 500 млн.
Во-вторых. Средства в основном предоставляются на безвозмездной основе. Поэтому основная задача всех существующих структур по поддержке бизнеса – выдать денежные средства, а дадут ли они в дальнейшем отдачу, создадут ли рабочие места, вернутся ли в бюджет в виде налогов – за это с них никто не спрашивает.

Малые и средние банки
Если уж строим рыночную экономику, то и ее строить необходимо методами и инструментами рыночной экономики. А самым эффективным инструментом в механизме развития малого и среднего бизнеса являются региональные банки.
Именно малые и средние банки являются основой региональной экономики и за прошедшие годы уже доказали свою эффективность. Доказали, что умеют работать в любых обстоятельствах – будь то дефолт, стагнация или финансовый кризис. Местные банки, как никто другой, знают сильные и слабые места региональной экономики, ориентируются в происходящих в регионах политических и социальных процессах. Именно они могут рацио­нально направить средства, ориентируясь не на красивую презентацию, а на реальное положение дел. Местные банки знают проблемы своих территорий и знают, как их решать. Именно они поддерживают начинающих инновационных предпринимателей и перспективные инвестиционные проекты. А значит, именно от малых и средних банков во многом зависит, сможет ли Россия перестроиться на новую экономическую модель.
Но проблема в том, что сегодня малые банки сильно ограничены в ресурсах и просто не в состоянии кредитовать предпринимателей в тех объемах, которые требуются для подъема ВВП. Из-за сложившейся на банковском рынке «кастовой системы» (основанной на размерах капитала) они фактически оказались отрезанными от доступа к средствам ЦБ РФ и Минфина. Крупные же банки, которые этими средствами располагают, работают преимущественно с аффилированным крупным бизнесом или развивают потребительское кредитование. Получается удивительный парадокс. У крупных банков есть средства, но нет желания работать с региональным бизнесом. У региональных банков есть желание, но недостаточно средств. Как результат – страдает весь сектор МСБ, а вместе с ним и вся экономика страны.
В стране насчитывается около 300 региональных малых банков, которые занимаются непосредственно развитием малого и среднего бизнеса на местах. Они выдают кредиты на модернизацию производств, развитие сельского хозяйства, создание новых рабочих мест... Они обладают надежными системами оценки клиентов, основанными на требованиях и положениях ЦБ РФ. Они не спекулируют на валютном рынке и практически не работают на рынке ценных бумаг, то есть, кроме работы с малым бизнесом, практически ничем другим не занимаются!

Региональные банки = малый бизнес
Сегодня региональные банки сами по себе уже являются малым бизнесом, потому что полностью соответствуют параметрам  определения малого бизнеса в соответствии с ФЗ-209:
•  сопоставимый капитал с предприятиями малого бизнеса (от 300 млн до миллиарда рублей);
•  от 50 до 200 человек персонала;
•  сопоставимая выручка.
Как можно говорить о поддержке малого и среднего бизнеса, если мы этот малый и средний бизнес в лице региональных банков уничтожаем? Этим малым и средним банкам, как представителям малого и среднего бизнеса, необходимо оказывать соответствующую поддержку.

Решение проблемы
Для достижения необходимого результата по увеличению ВВП за счет развития малого и среднего бизнеса (МСБ) необходимо сделать всего лишь два шага.

Первый шаг – перенаправить финансовые ресурсы на развитие МСБ через региональные банки.
Чтобы получить эти ресурсы, региональные банки будут готовы предоставить любые залоги, в том числе в виде тех же активов, направленных на финансирование проектов малого бизнеса, и предоставить сам банк как бизнес в залог. Также агентство может приобрести акции банков, тем самым получив дополнительный контроль за их деятельностью. Для акционеров региональных банков чаще всего их бизнес – это основа жизни, так же как и для владельцев малого бизнеса. Ни один предприниматель, получивший кредит банка и отдавший в залог компанию, личное поручительство, личное имущество: дом, машину, финансовое будущее своих детей, не потратит их в качестве зарплаты, а вложит в развитие своего производства, своего дела.

Второй шаг – создать Национальное агентство развития малого и среднего бизнеса.
Для эффективной реализации программы развития малого и среднего бизнеса необходимо создать Национальное агентство развития малого и среднего бизнеса как связующее звено между государством и региональными банками. С одной стороны, агентство возьмет на себя задачи по стратегическому планированию развития сектора МСБ и аккумулированию бюджетных средств для решения поставленных задач. С другой – займется прямой финансовой поддержкой региональных банков как основных кредиторов предприятий МСБ.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой