Aldis

События

Новый формат общения

Интервью с  членом Координационного совета при депутате Государственной Думы РФ В. В. Бокке, предпринимателем Маратом Ахмадиевым.

Время перемен

Интервью зам. председателя Координационного совета при депутате Госдумы В. В. Бокке, арбитражного управляющего Андрея Катышева

Поздравляем с Днем рождения Михаила Львовича Вайнштейна!

Поздравляем с Днем рождения Олесю Акерман!

Поздравляем с Днем рождения Дмитрия Геннадьевича Пилёвина!

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

27.09.2017

Дело чести

Интервью с адвокатом палаты адвокатов Самарской области Олесей Акерман.

В августе известный предприниматель Олег Тиньков подал иск о защите деловой репутации к кемеровским блогерам, высмеявшим лично его и «Тинькофф банк» в ролике на YouTube. По данным Верховного суда, за год суды общей юрисдикции рассматривают примерно 5 тысяч подобных споров. Адвокат Палаты адвокатов Самарской области Олеся Акерман отмечает, что вопросы защиты чести и достоинства становятся все более актуальными, поскольку сегодня именно деловая репутация является одним из основных активов любого бизнеса.

– Что такое деловая репутация в общем понимании?
– Под деловой репутацией подразумевается некое общественное мнение о компании или бизнесмене, сформировавшееся на протяжении длительного времени. Репутация никогда не появляется сиюминутно. На то чтобы ее заработать, требуются годы упорного труда. Если имидж – это лишь внешний образ, то репутация основывается на куда более глубоких ценностях. Имидж компании может меняться в различных направлениях, а вот репутация может быть только либо хорошей, либо плохой. Причем хорошая строится годами, но с легкостью разрушается буквально в считаные дни.

– А если говорить о деловой репутации с точки зрения законодательства?
– Гражданский кодекс среди прав, принадлежащих каждому человеку, выделяет нематериальные блага. К ним относятся жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, свобода передвижения, личная и семейная тайна, а также деловая репутация, честь и доброе имя. При этом Кодекс не дает никакого юридического определения данным терминам и никак их не разграничивает. Среди правоведов отсутствует единый подход к тому, что собой представляет деловая репутация как объект гражданских прав и каковы ее отличительные черты. Например, доктор юридически наук, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Александр Эрделевский трактует деловую репутацию как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании».

– Что может считаться нарушением деловой репутации?
– Это распространение любым способом порочащих сведений, не соответствующих действительности и нарушающих права в сфере экономической деятельности. Таким образом, чтобы квалифицировать информацию как посягательство на деловую репутацию, нужна сумма трех признаков: факт распространения информации; информация недостоверна, то есть не соответствует реальному положению вещей; информация носит порочащий характер и наносит ущерб бизнесу.

Распространение имеет место тогда, когда информация становится известна хотя бы еще одному лицу помимо того, кому она адресована. Письмо контрагента с некорректными высказываниями в ваш адрес не будет нарушением деловой репутации, так как отсутствует факт распространения. А вот если он пошлет копию такого письма хотя бы одному вашему контрагенту – нарушение налицо.

Недостоверными сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности. Например, в печатном издании написано, что ваша продукция не сертифицирована, а дело обстоит прямо наоборот. Или указывается, что вы – злостный неплательщик налогов, а у вас не было и нет проблем с платежами в бюджет.

Порочащими признаются утверждения о нарушении действующего законодательства; совершении нечестного поступка; неэтичном поведении в деловой жизни; недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, в предпринимательской деятельности порочащими будут признаны сведения, которые умаляют его действительные достоинства, занижают достигнутые показатели, ставят под сомнение его конкурентоспособность и рыночную состоятельность. Ведь все это может негативно повлиять на деловые отношения с контрагентами или снизить спрос на производимый товар.

– Насколько часто сегодня компании и лично предприниматели сталкиваются с посягательствами на их деловую репутацию?
– С каждым годом этот вопрос становится все более актуальным. Основная причина тому – стремительное развитие интернета и социальных сетей. Согласно Конституции РФ за каждым человеком закреплена свобода слова, то есть свобода выражать свое мнение и убеждения. Но зачастую такая свобода используется недобросовестно. Пользуясь анонимностью, люди пишут в соцсетях все, что пожелают, даже если это не имеет никакого отношения к действительности. Как результат – любая компания может стать объектом так называемого «черного PR» со стороны конкурентов или даже работников. Представьте, человека уволили за прогулы и неисполнение своих обязанностей. Он со злости начинает писать в соцсетях, что его работодатель нарушает законы, что егопродукция не соответствует заявленному качеству или что работников «держат в черном теле». Отзыв стремительно расходится по интернету, а компания начинает терять клиентов или подвергается проверкам. Репутация, которая создавалась годами, ставится под сомнение, а это уже прямой материальный ущерб.

Кстати, существует мнение, что иски о защите репутации касаются в основном СМИ, чьи статьи кого-то задевают и обижают. Так вот, судебная статистика говорит об обратном. Простые граждане или юридические лица привлекаются в качестве ответчиков в четыре раза чаще, чем журналисты.

– Каким образом компания может защитить свою деловую репутацию?
– Согласно ст. 152 ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности относятся к специальной подведомственности арбитражных судов. Надлежащими ответчиками по искам о защите деловой репутации являются авторы порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

При рассмотрении дела в суде истцу необходимо будет доказать только два факта – распространение информации и ее порочащий характер. А вот тот факт, что информация соответствует действительности, должен доказывать ответчик.

– Как бы вы оценили уровень сложности дел о защите репутации?
– Категория споров о защите деловой репутации – одна из самых сложных в арбитражной практике и нередко сопровождается привлечением специалистов для проведения лингвистической и иных видов экспертиз, потому стоит приготовиться к длительной борьбе.

В первом обзоре судебной практики за 2017 год Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что компания может обратиться в суд за защитой деловой репутации, если сведения о ней сформулированы в качестве утверждения, а не оценочных суждений и мнений, которые не являются предметом судебной защиты. Поэтому самое сложное в таких исках – найти грань между утверждением факта и субъективным мнением автора, на которое он имеет право. Ведь Верховный Суд должен отстаивать и право человека на свободу выражений.

– Что можно потребовать от ответчика в иске о защите деловой репутации?
– Прежде всего, признания сведений ложными. Во-вторых, официального опровержения. По общему правилу, если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В-третьих, компенсации морального вреда и причиненных убытков, если они были. Нарушение деловой репутации – единственный случай, когда юридическое лицо имеет право на возмещение морального вреда, что обычно практикуется только в отношении граждан. В-четвертых, оплаты судебных издержек, в том числе расходы на адвокатов.

– Во сколько суд может оценить «честное имя» компании? На какое возмещение можно рассчитывать?
– По мнению Верховного Суда, сумма компенсации морального вреда должна соответствовать требованиям разумности, справедливости и «быть соразмерной последствиям нарушения». Правда, этот вопрос вызывает наибольшие сложности на практике. Суммы компенсации, присуждаемые судами, обычно в разы меньше заявленных в иске. Но успех, который выражается и в величине компенсации тоже, в каждом конкретном деле зависит от юриста, представляющего интересы клиента.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой