События

Поздравляем с Днем рождения Хейруллу Мирзоевича Ахмедханова!

Макроэкономический прогноз дадут в Тольятти 2 ноября

В Тольятти 2 ноября 2017 года состоится конференция «Экономика 2017: разговор «без купюр» с Александром Кареевским».

Звезды мировой гимнастики в Тольятти

30 сентября в Тольятти прошел открытый мастер-класс Олимпийского чемпиона Алексея Немова.

Дело вкуса

Советы по отделке и обустройству жилья от Центра Строительного Сервиса.

«Лавка Чудес»: новые идеи – яркие концепции

Осень – время деловых и образовательных мероприятий. И не только…

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

27.09.2017

Дело чести

Интервью с адвокатом палаты адвокатов Самарской области Олесей Акерман.

В августе известный предприниматель Олег Тиньков подал иск о защите деловой репутации к кемеровским блогерам, высмеявшим лично его и «Тинькофф банк» в ролике на YouTube. По данным Верховного суда, за год суды общей юрисдикции рассматривают примерно 5 тысяч подобных споров. Адвокат Палаты адвокатов Самарской области Олеся Акерман отмечает, что вопросы защиты чести и достоинства становятся все более актуальными, поскольку сегодня именно деловая репутация является одним из основных активов любого бизнеса.

– Что такое деловая репутация в общем понимании?
– Под деловой репутацией подразумевается некое общественное мнение о компании или бизнесмене, сформировавшееся на протяжении длительного времени. Репутация никогда не появляется сиюминутно. На то чтобы ее заработать, требуются годы упорного труда. Если имидж – это лишь внешний образ, то репутация основывается на куда более глубоких ценностях. Имидж компании может меняться в различных направлениях, а вот репутация может быть только либо хорошей, либо плохой. Причем хорошая строится годами, но с легкостью разрушается буквально в считаные дни.

– А если говорить о деловой репутации с точки зрения законодательства?
– Гражданский кодекс среди прав, принадлежащих каждому человеку, выделяет нематериальные блага. К ним относятся жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, свобода передвижения, личная и семейная тайна, а также деловая репутация, честь и доброе имя. При этом Кодекс не дает никакого юридического определения данным терминам и никак их не разграничивает. Среди правоведов отсутствует единый подход к тому, что собой представляет деловая репутация как объект гражданских прав и каковы ее отличительные черты. Например, доктор юридически наук, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Александр Эрделевский трактует деловую репутацию как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании».

– Что может считаться нарушением деловой репутации?
– Это распространение любым способом порочащих сведений, не соответствующих действительности и нарушающих права в сфере экономической деятельности. Таким образом, чтобы квалифицировать информацию как посягательство на деловую репутацию, нужна сумма трех признаков: факт распространения информации; информация недостоверна, то есть не соответствует реальному положению вещей; информация носит порочащий характер и наносит ущерб бизнесу.

Распространение имеет место тогда, когда информация становится известна хотя бы еще одному лицу помимо того, кому она адресована. Письмо контрагента с некорректными высказываниями в ваш адрес не будет нарушением деловой репутации, так как отсутствует факт распространения. А вот если он пошлет копию такого письма хотя бы одному вашему контрагенту – нарушение налицо.

Недостоверными сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности. Например, в печатном издании написано, что ваша продукция не сертифицирована, а дело обстоит прямо наоборот. Или указывается, что вы – злостный неплательщик налогов, а у вас не было и нет проблем с платежами в бюджет.

Порочащими признаются утверждения о нарушении действующего законодательства; совершении нечестного поступка; неэтичном поведении в деловой жизни; недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, в предпринимательской деятельности порочащими будут признаны сведения, которые умаляют его действительные достоинства, занижают достигнутые показатели, ставят под сомнение его конкурентоспособность и рыночную состоятельность. Ведь все это может негативно повлиять на деловые отношения с контрагентами или снизить спрос на производимый товар.

– Насколько часто сегодня компании и лично предприниматели сталкиваются с посягательствами на их деловую репутацию?
– С каждым годом этот вопрос становится все более актуальным. Основная причина тому – стремительное развитие интернета и социальных сетей. Согласно Конституции РФ за каждым человеком закреплена свобода слова, то есть свобода выражать свое мнение и убеждения. Но зачастую такая свобода используется недобросовестно. Пользуясь анонимностью, люди пишут в соцсетях все, что пожелают, даже если это не имеет никакого отношения к действительности. Как результат – любая компания может стать объектом так называемого «черного PR» со стороны конкурентов или даже работников. Представьте, человека уволили за прогулы и неисполнение своих обязанностей. Он со злости начинает писать в соцсетях, что его работодатель нарушает законы, что егопродукция не соответствует заявленному качеству или что работников «держат в черном теле». Отзыв стремительно расходится по интернету, а компания начинает терять клиентов или подвергается проверкам. Репутация, которая создавалась годами, ставится под сомнение, а это уже прямой материальный ущерб.

Кстати, существует мнение, что иски о защите репутации касаются в основном СМИ, чьи статьи кого-то задевают и обижают. Так вот, судебная статистика говорит об обратном. Простые граждане или юридические лица привлекаются в качестве ответчиков в четыре раза чаще, чем журналисты.

– Каким образом компания может защитить свою деловую репутацию?
– Согласно ст. 152 ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности относятся к специальной подведомственности арбитражных судов. Надлежащими ответчиками по искам о защите деловой репутации являются авторы порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

При рассмотрении дела в суде истцу необходимо будет доказать только два факта – распространение информации и ее порочащий характер. А вот тот факт, что информация соответствует действительности, должен доказывать ответчик.

– Как бы вы оценили уровень сложности дел о защите репутации?
– Категория споров о защите деловой репутации – одна из самых сложных в арбитражной практике и нередко сопровождается привлечением специалистов для проведения лингвистической и иных видов экспертиз, потому стоит приготовиться к длительной борьбе.

В первом обзоре судебной практики за 2017 год Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что компания может обратиться в суд за защитой деловой репутации, если сведения о ней сформулированы в качестве утверждения, а не оценочных суждений и мнений, которые не являются предметом судебной защиты. Поэтому самое сложное в таких исках – найти грань между утверждением факта и субъективным мнением автора, на которое он имеет право. Ведь Верховный Суд должен отстаивать и право человека на свободу выражений.

– Что можно потребовать от ответчика в иске о защите деловой репутации?
– Прежде всего, признания сведений ложными. Во-вторых, официального опровержения. По общему правилу, если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В-третьих, компенсации морального вреда и причиненных убытков, если они были. Нарушение деловой репутации – единственный случай, когда юридическое лицо имеет право на возмещение морального вреда, что обычно практикуется только в отношении граждан. В-четвертых, оплаты судебных издержек, в том числе расходы на адвокатов.

– Во сколько суд может оценить «честное имя» компании? На какое возмещение можно рассчитывать?
– По мнению Верховного Суда, сумма компенсации морального вреда должна соответствовать требованиям разумности, справедливости и «быть соразмерной последствиям нарушения». Правда, этот вопрос вызывает наибольшие сложности на практике. Суммы компенсации, присуждаемые судами, обычно в разы меньше заявленных в иске. Но успех, который выражается и в величине компенсации тоже, в каждом конкретном деле зависит от юриста, представляющего интересы клиента.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой